Западные социологи бьют тревогу из-за такого явления как «асексуальность» — люди, которые родились с 1983-го по 1995 год, занимаются сексом гораздо меньше, чем предыдущее поколение. А некоторые и вовсе от него отказываются.
Мы решили поговорить с белоруской, которая не хочет физической близости с другими людьми.
Она поняла это еще в подростковом возрасте. Годы шли, но это нежелание никуда не исчезло. О том, что значит быть асексуалкой и как это отражается на жизни человека, — в интервью LADY.TUT.BY.«Асексуальность была всегда»
К нежеланию заниматься сексом сегодня относятся по-разному: кто-то называет это идентичностью, не зависящей от обстоятельств, кто-то считает следствием психологической травмы, которая требует лечения. Янина, героиня этого текста, убеждена, что правда где-то посередине.
— Если говорить просто, то асексуал — это тот, кому не хочется заниматься сексом, — начинает рассказывать Янина. Она подчеркивает, что важно уважать самоощущение человека, слышать его, не судить огулом:
— Чтобы научиться друг друга понимать и принимать, нужно не заметать темы под ковер, а обсуждать их, обдумывать. Я давно пыталась разобраться в себе, но недостаток информации мешал этому. Тема асексуальности начала всерьез исследоваться совсем недавно: только в 1990-е в Великобритании впервые был проведен опрос, позволивший выявить, что примерно 1% населения — асексуалы. А первая научная работа, посвященная отсутствию либидо, появилась лишь в 2004 году (Энтони Богарт, «Асексуальность: распространенность и сопутствующие факторы.
Данные случайной выборки по стране»). Предполагаю, что асексуальность как явление была всегда. Это ненормально только в том смысле, что это необычно.«Слушая это, я чувствовала только стыд»
Янина рассказывает, что всегда себя ощущала другой:
— Мой склад личности, характер, привычки, образ мысли — все это отличалось от того, что демонстрировали сверстники. Еще в детском саду мне приходилось бывать в конфликтах, драться, отстаивать себя — в общем, я чувствовала себя обособленной, иной.
Долгое время Янина думала, что эти отличия касаются чего угодно, но не тела. О том, что они есть и в сфере сексуальности, девушка поняла в подростковом возрасте.
— В 16−17 лет это уже стало заметно. Тогда в нашем классе случилась метаморфоза: одноклассники словно взбесились. Мне показалось, что все мальчики в нашем классе вдруг превратились в чертей, озабоченных, льющих на женщин грязь. Раньше с ними можно было разговаривать, а тут — все. Они смотрели порнуху на переменах, собираясь у парт, залезали телефонами под юбки девочек, фотографировали, отпускали грубые комментарии. Это оскорбительно, а оскорбления, сальности, похабности для меня не могут быть приятны. При этом другие девочки реагировали на такое поведение с пониманием, посмеивались в ответ, кокетничали. У меня была одноклассница, которая хвасталась тем, как ее лапали у подъезда, как на ее ногах оставляли синяки. Слушая это, я чувствовала только стыд за нее, — вспоминает Янина.
Девушка признает, что негативный опыт мог оказать на нее влияние, но не уверена, что это определяющий фактор:
— У всех был момент полового становления в подростковом возрасте. Это проявлялось по-разному, у всех был индивидуальный опыт. Подруги говорили, что происходящее в моем классе — это ужас и грязь, что у них по-другому. Я понимаю, что это могло на меня повлиять, но не знаю, насколько сильно. Я с детства рационалист, логик, во мне не было фонтана эмоций.
«Раньше я считала секс грязным»
Сейчас Янина говорит, что секс — нормальное действие, которое не подходит именно ей. Но в школьные годы девушка считала это абсолютно грязным, недопустимым для любого человека.
— Я тогда прочла «Крейцерову сонату» Толстого и подумала: да, все же именно так, это просто омерзительно. Мне нравилось это произведение, а еще образ Клода Фролло из «Собора Парижской Богоматери». Вспыхнувшую в нем страсть к Эсмеральде я переживала чуть ли не как личную трагедию: вот был же нормальный человек, а туда же…
Позже строгость девушки несколько смягчилась — опять же благодаря книге:
— На меня очень повлиял роман Жоржи Амаду «Лавка чудес». Я прочла эту книгу по совету близкого человека и удивилась, что секс может быть так описан, что в нем возможна поэзия. Это расширило мой кругозор и научило принимать жизнь в ее разнообразии. Если раньше я считала секс грязным, то после этого романа поняла, что он не нужен именно мне.
«Иногда асексуалы все же занимаются сексом»
Не все асексуальные люди лишены романтических чувств — многие из них испытывают такого рода эмоции, но это не окрашено эротическим влечением. Янина причисляет себя именно к романтичным асексуалам:
— У меня были романтические чувства, даже в детстве. Был мальчик, про которого я думала, что пойду за ним в огонь и воду, что у нас будет множество чудесных приключений. Но каких-то прикосновений или поцелуев у нас не было. Это был не эрос, а агапэ.
Героиня придерживается мнения, что эротические и эмоциональные импульсы неразрывно связаны. Именно неэмоциональность девушка считает главной причиной своего нежелания секса.
— По моим наблюдениям, люди, у которых есть половое влечение, более эмоциональны в целом, их чувства более выраженные, яркие. Я живу головой. Мне важна интеллектуальная связь, идейная близость, заинтересованность в общем деле, и я думаю, что для жизни этого достаточно. Мне есть чем заняться по жизни кроме обслуживания либидо.
При этом Янина подчеркивает, что исключения случаются:
— Иногда асексуалы все же занимаются сексом. Например, для деторождения. Или в качестве компромисса с другим партнером, не асексуальным. Человек может добровольно сделать нечто для себя нехарактерное в отношениях, где есть доверие.
«Я считаю себя чувственным человеком»
Янина развенчивает стереотип о том, что асексуальные люди боятся прикосновений и не испытывают никаких телесных удовольствий.
— Не все асексуалы холодные рыбы, как может показаться на первый взгляд. Люди чувствуют физическое наслаждение, просто иначе. Кто-то любит объятия, тактильное общение (не доходящее до секса). Я не специалист, говорю только о своих знаниях и наблюдениях. Я считаю себя чувственным человеком: мне приятен массаж, ощущение воды в бассейне, прикосновение нежной ткани к коже. И в детстве мне тоже нравились прикосновения. Но это не направлялось в сексуальную плоскость.
Есть и другое распространенное заблуждение: слово «асексуальность» считают синонимом слова «непривлекательность», но речь идет о субъективных предпочтениях человека в области секса, а не о том, как он воспринимается другими.
— Асексуальный — не значит несексуальный, — подчеркивает девушка.
«Партнер не был готов слышать о моих границах»
У Янины был опыт отношений, но особой радости он не принес.
— Я еще не влюблялась. Были отношения — хотелось попробовать, что это такое, почему все так в этом нуждаются. И часто это было дискомфортно. В девяти из десяти случаев партнер не был готов слышать о моих границах, пытался меня согнуть так, как ему хочется. Встречались и оскорбления, унижения, высмеивания, — пожимает плечами героиня.
Девушка признается, что не поставила крест на поиске своего человека:
— Я хотела бы встретить того, кто разделит мой взгляд на отношения, кто будет слушать без давления.
Я не говорю сразу, что я асексуалка. Объясняю, что не очень темпераментна, что мне нужно время привыкнуть к человеку. И этого времени мне не дают: обычно мужчина начинает рассказывать, что у меня не было нормального секса, но он сейчас покажет мне класс.
«Люди творят полную дичь из-за сильного физического влечения»
В подростковом возрасте, когда Янина осознала свою асексуальность, ей было стыдно. Возник комплекс неполноценности, появились мысли: как дальше жить? Позже беспокоить стали совсем другие вопросы.
— Теперь я думаю: если меня исцелят, исправят — а не добавится ли в моей жизни проблем? Часто я вижу, как люди творят полную дичь из-за сильного физического влечения, эмоциональных взрывов. Я не хотела бы пускаться в авантюры на поводу у гормонов. Я начинаю рационально обдумывать такую ситуацию — и мне только страшно и непонятно, — рассказывает девушка.
Янина поэтесса и писательница. Эти виды деятельности традиционно связывают с романтически настроенными людьми, но и этот стереотип оказывается далек от правды.
— Подруга, которая знает о моей асексуальности, прочла мою книгу и сказала: по стихам абсолютно не похоже, что ты асексуалка! Мои тексты вдохновлены архитектурой, красотой цветов, природы — не людьми, которых я хотела. Кстати, персонажи моей прозы эмоциональны, у них есть отношения, есть богатый набор чувств. Отсутствие сексуального опыта не мешает мне описывать взаимодействие между персонажами, потому что в отношениях первичны эмоции, душа, — делится Янина.
Вдохновение Янина берет из проверенной временем литературы.
— Мой идеал в литературе восходит к 18−19 векам, когда в женщинах уважали целомудрие. Отношения, описанные в этот период, мне кажутся близкими и понятными.
«Если у человека нет либидо, это не делает его уродом»
Янина не ходила к психологу и сексологу, не сдавала никаких анализов — ей не очень интересно знать, что скрывается за нежеланием близости.
— Иногда бывают мысли к кому-нибудь сходить на прием, но это такое исследовательское любопытство. Мне комфортно в своей жизни, думаю, она соответствует моему характеру и темпераменту. Если у человека нет либидо, это не делает его уродом, исключенным из рода человеческого. Кому-то что-то нужно, кому-то — нет. Зачем навязывать?
Янина добавляет, что восприятие явлений как нормальных или ненормальных зависит от времени и культуры.
— То или иное явление по-разному оценивается в разных исторических периодах. Родись я в Средневековье, возможно, мне было бы комфортнее, поскольку там мой образ жизни вызывал бы уважение, к нему бы стремились и другие люди. Но я родилась в наше время. И я имею право на нормальную жизнь без давления.
Свежие комментарии