На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Позитив для оптимистов

3 578 подписчиков

Свежие комментарии

  • Олег Самойлов
    Вот и займись на досуге!Мигранты – пробле...
  • Vlad
    на вылет куда?В Ростовской обла...
  • Венера Мирошниченко (Хисамова)
    Милицтя подкупил только полицию за 40 тысяч миллиардов долларов, от кудп у них самолеты? , за мои зовы очень большие ...Предстоящие две н...

Как Гавайи не стали частью России

А могли бы пить гавайское!

Как Гавайи не стали частью России

 

Гавайские острова по праву называются жемчужиной Тихого океана. Освоены эти острова полинезийцами были поздно, между VIII и XIII веками. Вероятно, первыми туда приплыли, спасаясь от засухи, выходцы с Маркизских островов, а затем с Таити. Для европейцев острова открыл знаменитый мореплаватель Джеймс Кук в конце XVIII века, назвав их Сандвичевыми. Здесь же он был убит островитянами за попытку взять в заложники местного короля. И если бы дальнейшие события пошли немного по-другому, то сейчас рассказ о том, как аборигены съели Кука, был бы частью российской истории, а сами Гавайи – частью России.

В начале XIX века Сандвичевы острова стали одним из самых крупных поставщиков сандалового дерева на мировой рынок и прекрасной продовольственной и ремонтной базой для мореплавателей, курсировавших между Китаем, Японией, Калифорнией, Канадой и Аляской. Последнее обстоятельство привлекло внимание трёх стран: Великобритании, которой принадлежала Канада, России, которая неудачно хозяйствовала на Аляске, и молодых США. Первыми попытались захватить острова англичане. Попытка выглядела довольно глупо. Один предприимчивый мореплаватель, Джордж Ванкувер, поставил на одном из островов табличку, что острова-де принадлежат его величеству Георгу III. Табличку проигнорировали не только местные, но даже правительство Великобритании. Потом на островах появились русские и американцы. Американцы развели плантации сахарного тростника, ввезли негров-рабов и начали планомерно вырубать сандаловые деревья, по ходу дела научив представителей местной элиты говорить и сквернословить на языке Шекспира.

В 1804 году на островах с разведывательной целью высадился десант первой русской кругосветной экспедиции под командованием адмирала Иоганна Крузенштерна. Русскими военными моряками было проведено тщательное описание островов и составлен русско-гавайский словарь-разговорник. Очевидно, эти действия делались не только с научной целью. Они имели двойное назначение, то есть и военное тоже. В ходе визита к королю острова Кауаи Каумуалии обсуждался возможный протекторат Российской империи над островом и высадка русского десанта для защиты короля от его противника, короля острова Гавайи Камеамеа I, очень сильного правителя, которого даже называли Наполеоном Гавайских островов.

Дмитрий Левчик

 

Вожди на русской службе

Барон Георг Шеффер
Барон Георг Шеффер

 

В последующие годы контакты элиты островитян с русскими предпринимателями и военными продолжались и укреплялись. А в 1808 году лейтенант русского флота Леонтий Гагемейстер даже разработал первый конкретный план по захвату земельного участка на Гавайях силами двух кораблей, 20 солдат и одного орудия. План был представлен в штаб-квартиру Российско-американской компании, ведущей торгово-промышленной колониальной полугосударственной организации россиян на Тихом океане. По имеющимся сведениям, одобрен план не был. Точнее, идея была одобрена, а вот сам план показался неубедительным. Видимо, с целью его доработки и последующей реализации из русской Аляски на Гавайи осенью 1815 года был послан доктор и разведчик барон Георг Шеффер. Это был человек неуживчивый, креативный, энергичный, а также имевший к тому времени не только медицинский опыт, но и опыт мореплавания в Тихом океане и неудачной реализации первых воздухоплавательных проектов в военных целях. Российско-американская компания щедро финансировала поездку Шеффера – надо полагать, недаром. Прикрытием его миссии было требование русских властей к гавайцам вернуть груз с потерпевшего накануне кораблекрушение в районе Гавайев российского судна.

Весной 1816 года два русских военных корабля бросили якоря на рейде Оаху. это произвело неизгладимое впечатление на короля Каумуалии. Он согласился принять российское подданство, разрешил построить русским три крепости, а также предоставил России монопольное право на разработку на островах сандалового дерева

Зимой 1816 года командиру корабля «Открытие» была дана команда приготовиться к высадке десанта на остров Кауаи и его оккупации. Этот приказ не был реализован, так как русская агентура в лице упомянутого Шеффера добилась мирным путём передачи России соседнего острова Оаху. Так весной 1816 года два русских военных корабля – упомянутое уже «Открытие» и «Ильмена» – бросили якоря на рейде Оаху. Русская военная демонстрация произвела неизгладимое впечатление на короля островов Кауаи и Ниихау Каумуалии. Он согласился принять российское подданство, предоставил в распоряжение русских свою небольшую армию, разрешил построить русским три крепости-фактории на подвластной ему территории, а также предоставил России монопольное право на разработку на островах сандалового дерева. При этом между королём Каумуалии и российской стороной был подписан тайный пакт, предусматривающий совместный русско-кауайиский бросок на юг и захват островов Ланаи, Науи и Малокаи. В ходе подготовки к войне на Кауаи Шеффером были построены три крепости: Елизаветинская, Александровская и Барклай, а река Ханапепе переименована в Дон. Своим именем Шеффер назвал самую большую долину острова. Местным вождям, вассалам Каумуалии, Шеффер дал фамилии Воронцовых, Ивановых и Платовых.

 

Первая русско-американская война

 

Реконструкция Елизаветинской крепости на острове Кауаи
Реконструкция Елизаветинской крепости на острове Кауаи

 

Однако все эти усилия русских не остались не замеченными американцами, тоже стремившимися захватить острова. В сентябре 1816 года американцы, владевшие плантациями сахарного тростника и сандалового дерева на острове Гавайи, при помощи аборигенов вынудили русских покинуть Оаху. Предприимчивые представители США готовы были и далее вытеснять русских, но тут в декабре 1816 года на рейд Гонолулу, неформального центра американской экспансии и столицы проамериканского короля Гавайев Камеамеа I, прибыл русский военный бриг «Рюрик» под командованием капитана третьего ранга Отто Коцебу, дружески отсалютовав американцам и гавайцам своими орудиями. Впечатлившись канонадой, Камеамеа моментально изъявил желание подписать мирное соглашение с Российской империей, а американские плантаторы тут же свернули свой поход против Кауаи. В итоге в неформальном противостоянии США и России наступил перерыв. Однако вскоре бриг «Рюрик» покинул острова, и более никакой помощи русские не получили. Осознав это, Камеамеа I со своими американскими друзьями летом 1817 года продолжил войну. У Шеффера и Каумуалии армия была малочисленнее и боеприпасов имелось поменьше. В результате в июле 1817 года русские моряки и прорусские гавайцы капитулировали. Для Каумуалии капитуляция стала почётной. Он остался правителем острова, а впоследствии, после смерти Камеамеа I, женился на его вдове. Для Шеффера же капитуляция обернулась полным провалом. Российские крепости на острове были разрушены, а самого Шеффера изгнали с острова, вынудили выехать в Европу, где он безуспешно пытался проникнуть на аудиенцию к Александру I во время Аахенского конгресса Священного союза. Однако тот его не принял. Неудачников царь – победитель Наполеона не терпел. Да и некогда ему было.

Камеамеа II хочет в Россию

Однако планы по захвату Сандвичевых островов Россия не оставила. Более того, Российско-американская компания неформально начала готовить почву для новой попытки захвата островов. В августе 1819 года руководству компании на Аляске из Санкт-Петербурга были даны инструкции по подготовке новой экспедиции на Кауаи. Первым этапом нового захвата островов должна была стать новая разведывательная операция. Так, в 1819 году в Гонолулу прибыл русский консул на Филиппинах Пётр Добель. Он пробыл там несколько месяцев, пользуясь гостеприимством короля Камеамеа II, сына Камеамеа I. В конфиденциальных беседах Камеамеа II высказывал посланнику царя предложения о переходе под протекторат России и даже написал соответствующее письмо. Увы, об этом узнала американская разведка, после чего провернула хитрую операцию. В городе был поднят мятеж, в ходе которого незадачливого русского дипломата банально ограбили. В итоге Добель собрал чемоданы с остатками неразграбленного имущества и уехал в Манилу. Прибыв на Филиппины, консул подготовил в 1820 году доклад Александру I, в котором предложил организовать на Сандвичевы острова военную экспедицию на шести кораблях, в том числе четырёх фрегатах и двух бригантинах при 100 орудиях с десантом в составе 5 тыс. солдат и 300 казаков для захвата всех четырёх основных островов архипелага.

Однако время для экспедиции было выбрано неудачное. Россия, верная своим обязательствам участников Священного союза, готовилась давить революцию в Испании, Неаполе и Пьемонте. Государь был занят. Потому доклад в МИДе положили под сукно, таким образом закончив историю «русских Гавайев».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх