На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Вера смелых
    Если смотреть отвлеченно от ненавистного имени - мужику можно даже посочувствовать - как и многие отпрыски "элиты", о...«“Я — Ельцин, и ч...
  • Lana_Borei Иванова
    А надо было всего лишь убить одного из дедов зеленскогоШесть лет падения...
  • Алексей
    Браво!!Почему Путин снов...

Мотоциклы рожденные в СССР

Развитие мотоциклов в стране началось ещё в довоенные Советские годы. И тогда эти самые мотоциклы были популярнее автомобилей, возможно это связано с трудностями при покупке машины, но факт остаётся фактом. На мотоциклах ездили практически все, подростки, взрослое население и даже деды. Были и свои так сказать лидеры среди мототехники, мотоциклы, которым отдавали большее предпочтение из-за внешнего вида, современности модели, надежности и многим другим факторам.

80-е были замечательным временем, не потому, что тогда был СССР, а потому, что мы были такими молодыми. Первый секс, первая водка, первый заработанный рубль и.. первый мотоцикл. Давайте вспомним – запах чьих выхлопных газов сводил нас с сума, а наших подруг делал такими сговорчивыми, а вот родителей и гаишников наоборот.

Для кого то такие мотоциклы уже история, кто то считает такие мотоциклы своими и продолжает ездить только на них.
А кто то возможно некоторые из этих мотоциклов уже не застал.

«Вятка ВП-150». Самый стильный

Для затравки – не мотоцикл, но самый первый и одновременно самый стильный из их младших собратьев за всю историю СССР. Вятка ВП-150, выпускавшаяся с 1957 по 1966 год, – копия «лучшего мотороллера всех времен и народов» итальянской Vespa GS150.

Л-300 «Красный Октябрь».

Самым первым серийным советским мотоциклом стал Л-300 «Красный октябрь».

В начале 1930-го ленинградские конструкторы подготовили его чертежи, вдохновляясь самым надежным байком того времени – немецким DKW Luxus 300. А уже осенью того же года была готова первая партия Л-300.
Выпускался мотоцикл до 1938 года, а потом на его основе создали не менее легендарные ИЖ-8. Этот «потомок» Л-300 даже попал на серебряные монеты… Новой Зеландии.

К слову, имя ИЖ-7 носили все те же Л-300, которые параллельно с ленинградским предприятием «Красный Октябрь» выпускали в Ижевске.

М-72. Самый боевой

М-72 не был первым армейским мотоциклом в СССР. В 1934 началась сборка первой советской тяжелой модели ПМЗ-А-750, а в 1939-м – «дублера» британского BSA и, как считается, лучшего довоенного мотоцикла в Союзе ТиЗ-АМ-600.

Однако именно М-72, конструкцию которых «подсмотрели» у немецкого BMW R71 (именно ими оснащался Вермахт), выйдя в трагичном 1941 году, выпускали всю войну. А потом еще и серьезно послужили народу в гражданских целях – последние экземпляры сошли с конвейера аж в 1960-м.

С 1941-го по 1945-й М-72 несли на себе бойцов, вооруженных пулеметами или легкими минометами. К слову, позже мотоциклы, построенные на основе этой модели, стали вооружать и возимо-выносными противотанковыми ракетными комплексами.

С первых послевоенных лет – и долго после того – М-72 стали основным милицейским транспортом. А с 1954 года их могли для своих нужд купить и простые советские граждане.

«Потомков» М-72 в начале «нулевых» заказала Республиканская гвардия Саддама Хусейна. Но воспользоваться не успела – и боевые мотоциклы «пошли в народ». По желанию заказчиков иракские автомастерские ставят на «Уралы» дополнительную «активную и пассивную защиту» – броню и пулемет.

Иж-49. Универсальная модель

Иж-49, появившийся в 1951 году, и сегодня достаточно часто можно увидеть на дорогах и бездорожье бывшего Советского Союза.

«Наверное, лучший мотоцикл для нашей страны!» – и по сей день можно услышать от российских мотолюбителей. От белорусов чуть реже: причину тому вы найдете, дочитав наш рейтинг до конца.

Надежный, живучий, приспособленный к любым условиям и очень звучный (в СССР его «голос» – не меньшая легенда, чем в США – рокот «харлеев»), Иж-49 по праву занимает достойное место в нашем топ-10.

«Иж Планета Спорт». В народе называли «Планета Смерть»

1955 году началось производство нового семейства мотоциклов – спортивных. Предназначались они исключительно для соревнований по шоссейно-кольцевым гонкам. В свободную продажу они не поступали и продавались спортивным обществам только по безналу, чтобы исключить возможность их попадания в руки простых советских людей.

Положение изменилось лишь в 1974 году, когда потомок этих моделей мотоцикл Иж-Планета–Спорт был разрешен к продаже населению по личному указанию тогдашнего главы советского правительства Алексея Николаевича Косыгина. При этом кто-то пожаловался на мотоцикл главному идеологу партии Михаилу Андреевичу Суслову, и тот попытался не только запретить его продажу, но и свернуть уже начавшееся производство. Мотивировал он это тем, что этот мотоцикл как будто нарочно создан для стиляг, тунеядцев и прочих хулиганов. Вопрос вынесли на Политбюро, и неожиданно для всех производство и продажу «Иж–Спорта» одобрил Леонид Ильич Брежнев. Дело в том, что незадолго до этого исторического заседания Косыгин устроил для Леонида Ильича показ мотоцикла, и сам 67-летний 108-килограммовый генсек даже сделал на нем круг по Ивановской площади Кремля. Мотоцикл Брежневу понравился, он одобрял, не слушая никакого Суслова.

Как и следовало ожидать, эта модель стала пользоваться бешеной популярностью среди молодежи, и потому, несмотря на высочайшее благословение, партийными властями недолюбливалась.

Стилягам «Иж-Спорт» был в самый раз, поскольку действительно был стильным. Внешне его легко было отличить по круглым черным накладкам на бензобаке. Особо крутые рокеры наклеивали на эти накладки изображения черепов и костей, а один мой тогдашний знакомый даже нацепил вместо номерного знака табличку, снятую с трансформаторной будки. Из-за этих-то черепов, а не из-за высокой аварийности мотоцикл был прозван «Иж-Планета-Смерть».

Если все предыдущие советские мотоциклы были лишь слегка модернизированными довоенными моделями, то «Иж Планета Спорт» создавался явно с оглядкой на современные ему японские байки.

В облике самого элегантного из «Ижей» можно найти отсылки к творениям Suzuki, Yamaha и Kawasaki. И даже сегодня, спустя почти четыре десятка лет с начала выпуска, спортивная классика «Иж Планета Спорт» не выглядит архаично.

Самый быстрый и самый технологичный из всех советских собратьев, он достойно смотрелся и на фоне зарубежных моделей.

«Ява 360». Самый киногеничный

До появления «Иж-Спорта», фаворитом у хулиганов, тунеядцев и стиляг был чешский мотоцикл «Ява», который до 1974 года был быстрее любого советского мотоцикла. 

Калибр его цилиндра и ход поршня были точно такими же, как у 408-го «Москвича» – 76 и 75 мм соответственно. Рабочий объем, таким образом, равнялся 340 кубическим сантиметрам. Правда, цилиндр был всего один. Мощность же у этого мотора с применением японского карбюратора «Микуни» доходила до 32 л.с., что было на 6 л.с. больше, чем у двигателя «Явы».
Однако на часть тиража ставили наш К-62М, и мощность падала до 28 л.с. Двигатель этот обладал раздельной системой смазки – несмотря на то, что был он двухтактным, масло не подмешивали в топлива, а заливали в картер. Максимальная скорость мотоцикла с японским карбюратором достигала 140 км/ч, что было на 15 км/ч выше, чем у «Явы» и даже с советским карбюратором он на 5 км/ч превосходил ее по скорости.

К 1970-м на «Явах» ездил каждый третий советский мотоциклист, и неудивительно, что чехословацкие мотоциклы очень часто попадали в кадр.

Главная же роль в советском кино досталась Jawa 360: именно на этой модели Геша Козодоев везет на рыбалку на Белую скалу Семена Семеновича Горбункова.

«Ява 350 638». Главный мотоцикл «ревущих 90-х»

Последняя из «Яв», продававшихся в СССР, Jawa 350 638, также стала «народным» мотоциклом.

Свою историю мотоцикл начинает еще в 1929 году, когда Франтишек Яничек приобрел лицензию на производство двухколесных машин у компании Wanderer. Первые мотоциклы не пользовались достаточной популярностью из-за своей дороговизны, сложности конструкции и эксплуатации.

В период оккупации Чехословакии, фабрика и вовсе перестала выпускать технику и полностью перешла под нужды военного ведомства Германии. Знакомая в Советском Союзе jawa 638 начала выпускаться в 1984 году и имела модификацию ява 638 5 00. Эта модель пришла на смену предыдущей машине с индексом 350-633. Здесь были основательно улучшены ходовые и эксплуатационные характеристики мотоцикла. Внешний вид мотоцикла хотя и не очень выдающийся, но тем не менее притягивает взгляд.

Среди других собратьев его выделяют характерные только для явы элементы: большая фара и выступающие от нее поворотные сигналы, над фарой гармонично расположена приборная панель, большой бак аккуратной формы и двойное, прямое сиденье. Под сиденьем и по обеим сторонам бака расположены отсеки для хранения инструментов или вещей. Максимальная скорость, которую по паспорту может достигать мотоцикл ява 350 638 составляет 130 км/ч, но многие энтузиасты делая тюнинг ява 638 добивались гораздо больших показателей.

Успев выйти перед самой перестройкой, в 1984 году, эта модель часто появлялась в суровых фильмах конца 1980-х-начала 1990-х. Так «Яву 350 638» можно увидеть в драме «Авария – дочь мента» и боевике «Крысы, или Ночная мафия». Мотоциклу даже посвящена песня «Ява» популярной в те годы группы «Сектор газа».

«Днепр 11». Самый подходящий для тюнинга

Днепр – мотоцикл тяжелого класса, разработанный в 1950 году. В основе данного транспорта держит база и техническое оснащение от военного мотоцикла БМВ R71. Следует отметить, первая модель с собственным названием «Днепр появилась только в 1968 году. Речь идет об обновленном мотоцикле образца 1950-ых годов.  Днепр является классическим трехколесным мотоциклом с коляской. Существовало много экспортных модификаций. На сегодняшний день производство «Днепра» прекращено.

Когда движение байкеров в СССР только зарождалось (тогда они называли себя рокерами), суровые парни в проклепанной коже среди прочих мотоциклов особо уважали «Днепр 11».

Именно этот мотоцикл оказался наиболее подходящим для упражнений в тюнинге. Доработанных «тяжеловесов» и сегодня можно встретить на различных мотошоу и на дорогах. Благо, найти «основу» для доработки достаточно легко.

«Минск М1А». Первый белорусский

И по сей день самым «народным» мотоциклом в Беларуси остаются «минскачи». Они бегают по дорогам всего бывшего Союза, и не только. Но больше всего их, конечно, на родине.

Полувековой юбилей мотоциклы «Минск» перескочили уже давно (первые модели уже вполне заслуживают названия «винтаж»), и уже совсем скоро, 12 июля, они отметят свой уже 61-й день рождения.

Первым белорусским «байком» стал Минск М1А, имевший множество «родственников» не только в СССР, но и за рубежом. «Предок» мотоцикла был разработан в 1939 году немцами. DKW RT125 оказался настолько удачным, что под разными именами аналоги этого мотоцикла выпускались в 7 странах мира, включая США, Англию и Японию.

К слову, один из старых «минскачей» в суровых условиях испытал один из ведущих знаменитого британского шоу Top Gear Ричард Хаммонд. Он проехал на нем с юга на север почти весь Вьетнам. Резюме харизматичного «автоманьяка»: «Это АК-47 среди мотоциклов – надежный, простой, легкий в ремонте. Он изготовлен специально для тех стран, где нет дорог».

«Тула» Гибрид трактора и мотоцикла

Мотоцикл Тула – это в первую очередь техника с неординарным дизайном и высоким уровнем проходимости. Отличается мотоцикл высочайшим качеством сборки, что весьма не удивительно. Все модели «Тулы» собирались на военном заводе, где параллельно с конвейеров сходили известные на постсоветском пространстве военные установки, а также мотороллеры и небезызвестные «Муравьи».

Тульский машиностроительный завод (ТМЗ) разрабатывал данную модель в первую очередь для преодоления бездорожья различного уровня сложности. Поэтому, мотоцикл Тула пользовался большим спросом среди жителей деревней, где «дороги» оставляли желать лучшего.

Внедорожник был в некотором роде пилотным проектом: на советском мотоцикле впервые запуск двигателя осуществлялся электростартером, внедрено принудительное воздушное охлаждение. Модель выпускалась на протяжении не полных 12-ти лет (с конца 1984-го, по 1996 включительно). После массовых продаж, сразу же разлетелись положительные отзывы про мотоцикл «Тула». За счет бензинового двигателя рабочим объемом 200 куб.см  мотоцикл беспрепятственно ездил по грунтовым дорогам, заснеженным участкам. Этому также способствуют специальные колеса и система подвески.

Мотоцикл «Восход».

Мотоцикл Восход в 1965 году был произведён первый экземпляр этого мотоцикла, с этого года началась долгая история этой марки. Было выпущено несколько модификаций, каждая последующая это модернизированная предыдущая. Все вервии мотоцикла были в ходу, но самой востребованной считается Восход-2. Последняя версия мотоцикла сошла с конвейера в 2008 году.

ЗИД-175 4ШП. Первый советский квадроцикл.

Удивительно, но в нашей стране, несмотря на местами полное отсутствие дорог, никогда массового не выпускали квадроциклов. Чуть ли не единственным более менее серийным экземпляром был ЗИД-175 4ШП, выпускавшийся на Заводе имени Дягтерёва.

Конструкция была не очень удачной: слабый двигатель, сложные элементы трансмиссии. Наверное, поэтому широкого распространения такие квадроциклы не получили.

наверх