На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ирина Галивец
    Пока президенту Эрнст угоден, этот либераст будет при должности…«Первый канал» до...
  • виктор матвеев
    Почему не сбиваем американские разведывательные дроны наводящие ракеты на наши объеты, трусим, боимся обидеть партнер...Джанкой – только ...
  • nataly krivenko
    Давным давно  пора его заменить! Может и телевизор можно будет смотреть!«Первый канал» до...

Как в Риме поступали с нежеланными детьми?

Как известно, с контрацепцией в Античности было печально, равно как и с абортами. Сливки общества могли себе позволить воспитывать кучу детишек, а вот бедолагам попроще приходилось ограничивать себя в желании возлюбить ближнего своего, да почаще. И от лишних ртов приходилось избавляться - поговорим о том, как складывалась судьба у "ненужных" детей.

Почему могли выбросить ребенка? Ну вот давай представим, живет себе древний римлянин в каком нибудь 553 AUC. Окончилась Вторая пуническая, римлянин повоевал и набрал трофеев, да так, что еще внукам хватит. Вот только наш римлянин понимает, что рота наследников устроит резню прямо над его могилой, а значит нажитое непосильным трудом будет бездарно растрачено. Выход хоть и не совсем приятный, но все же - оставить новорожденного. Про квиритов победнее и так понятно, не все могли позволить прокормить еще одного отпрыска. Рожденные от рабыни дети также могли быть преспокойно выброшены.

Где же могли оставить ребенка? Возле колонны на овощном рынке в Риме, у грязных прудов, возле акведуков, бань, в кучах мусора и на перекрестках. То есть, места, где так или иначе толкается куча народу, вдруг подберет кто. Хотя если отец семейства (решение принимал, как правило, он) решил именно избавиться от внезапного члена семьи, то мог и просто увезти ребенка подальше (миф о Ромуле и Реме как бы намекает). Если отец семейства не хотел убивать ребенка, то оставлял его одетым и с каким-либо талисманом. Если на смерть, то тут все предельно понятно, никакой одежды не оставлялось. Знаменитый тезис Плутарха о том, что спартанцы сбрасывали слабых детей со скалы является скорее выражением желаемого, нежели отражением действительности, ибо писал Плутарх намного позже и продолжал греческую традицию описания утопических государств (Платон, кстати, тоже был не против выбрасывания больных и ненужных детей).

Кого выбрасывали чаще? А вот тут все сложно, с одной стороны, римская семья была строго патриархальной, и у мальчика было больше шансов остаться в семье. С другой стороны, найденную девочку могли взять в качестве рабыни, учитывая необходимость в служанках в домах знати и развитость сети борделей (хотя в борделях были и "сотрудники" мужского пола). Кстати, конкретно в Риме даже существовал неплохой бизнес по поиску выброшенных детей и последующей их продаже. По имеющейся у нас статистике в виде договоров с кормилицами, половое деление выброшенных детей было примерно одинаковое. В детских кладбищах возле борделей количество мальчиков выше, ибо девочка могла продолжить дело матери, и спрос на женщин-проституток был выше. Сенека-старший упоминает, что некоторые, не вполне хорошие люди, специально калечили найденных детей, дабы те собирали милостыню (этот способ заработка, к сожалению, все еще актуален).

Найденного ребенка могли воспитывать и в качестве свободнорожденного, но римское право здесь переиграло само себя: статус свободного надо было еще доказать, что влекло за собой судебные разбирательства - отец должен был доказать, что это именно его ребенок, а для этого его надо было сначала найти, заплатить адвокату, в случае победы в суде возместить затраты на содержание ребенка (alimenta). Мог ли средний гражданин себе это позволить? Увы, вряд ли, хотя имелись и обратные свидетельства. Бывало и так, что найденный ребенок, выросший рабом в богатой семье, мог отказаться возвращаться к своим родным (раб Мецената Мелисс именно так и отказался вернуться к родной матери, ибо посчитал, что лучше быть богатым рабом, чем бедным свободным. Справедливости ради, Мелисса бросили родители из-за ссоры, а будучи рабом, он добился от Мецената и Августа статуса вольноотпущенника, так что да, его можно понять).

Как в Риме поступали с нежеланными детьми?

С приходом христианства ситуация улучшилась - найденных детей зачастую оставляли на пороге церкви, принимались законы, запрещавшие выбрасывать детей. Античные авторы отмечали, что никому особо не нравилось бросать детей на произвол судьбы, но иного выхода не видели, да и общество не слишком то было против, ибо какой-никакой, а все же источник дешевой рабочей силы. Но все же, отношение к выбрасыванию детей примерно за три столетия изменилось от нейтрального к резко негативному.

Автор Антон Коженков

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх