Депутат объяснил разницу между кадровыми росгвардейцами и добровольческими формированиями
В Госдуму внесен пакет из пяти законопроектов, который дает Росгвардии право создавать и использовать добровольческие формирования. Добровольцы Росгвардии получат гарантии и льготы, аналогичные тем, которыми наделены добровольцы Минобороны, говорится в пояснительной записке к базовому из законопроектов. Авторы надеются на скорейшее рассмотрении пакета парламентом.

Под инициативами стоят подписи группы сенаторов и депутатов-единороссов, среди них – глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас и главы трех думских комитетов (по безопасности и противодействию коррупции, по обороне, по информационной политике, информационным технологиям и связи) Василий Пискарев, Андрей Картаполов и Александр Хинштейн.
Базовый из законопроектов вносит изменения сразу в 22 действующих федеральных закона. Сейчас войска Росгвардии наряду с Вооруженными силами РФ принимают «непосредственное участие в специальной военной операции», выполняя «схожие с возложенными на Вооруженные силы РФ задачи», напоминает пояснительная записка, Минобороны имеет право формировать добровольческие формирования (их у армии уже 40), а Росгвардия – нет.
Ради «унификации», считают авторы, необходимо наделить и Росгвардию полномочиями по созданию и применению добровольческих формирований, аналогичными тем, что имеет военное ведомство.
Из законопроекта следует, что решение о наборе добровольцев Росгвардией будет принимать президент. Граждане, пожелавшие стать добровольцами Росгвардии, заключат соответствующий контракт о пребывании в таком формировании, порядок материального обеспечения добровольцев и их вооружения, и порядок несения службы будет определять руководство Росгвардии своими ведомственными актами (в финансово-экономическом обосновании говорится, что дополнительных расходов из федерального бюджета на реализацию нововведений не потребуется).
На добровольцев и членов их семей планируется распространить те же социальные гарантии, льготы и компенсации, которые уже имеют добровольцы Минобороны. Это касается и оказания бесплатной юридический помощи, и компенсаций причиненного здоровью во время службы вреда.
Чиновникам, ушедшим в добровольцы Росгвардии с госслужбы, сохранят замещаемую ими должность, на период службы гражданское, административное, арбитражное и исполнительное производства в отношении добровольцев Росгвардии приостановят. Распространится на них и членов их семей право льготного поступления в вузы на бюджетные места, и т.д., и т.п.
Денежное содержание добровольцев и установит сама Росгвардия, но размеры денежного довольствия должны быть не ниже размеров денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и занимающих аналогичные воинские должности. Допустимы и «дополнительные выплаты».
В пакет входят также законопроекты, вносящие изменения в Трудовой и Налоговый кодексы (тоже про льготы, чтоб было как у добровольцев Минобороны), а также в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс, которые давно уже карают за публичные действия, дискредитирующие Вооруженные силы и добровольцев Минобороны, а теперь будут карать и за дискредитацию действий добровольцев Росгвардии.
Статья 20.3.3 КоАП, напомним, будет обещать за это штраф в 30-50 тысяч гражданам, от 100 до 200 тысяч – должностным лицам, от 300 тысяч до 500 тысяч – юридическим лицам, а если дискредитация сопровождалась призывами к несанкционированным акциям и несла «угрозу массового нарушения общественного порядка» – штраф возрастает до 50–100 тысяч рублей для граждан, 200–300 тысяч рублей – для должностных лиц и 500 тысяч – одного миллиона рублей для лиц юридических.
При повторной в течение года «дискредитации» армии и добровольцев Минобороны, совершенной лицом, наказанным за нее в административном порядке, наступает уголовная ответственность: максимальное наказание по статье 280.3 УК – до семи лет лишения свободы.
В этой статье тоже появится упоминание о добровольцах Росгвардии. За фейки о действиях добровольцев будет наказывать статья 207.3 УК, которая сейчас карает за фейки о действиях Вооруженных сил и добровольческих формирований вообще (до 15 лет лишения свободы), и статья 284.3.1 УК, которая – про содействие в исполнении решений международных организаций, направленных против должностных лиц РФ (до пяти лет лишения свободы).
«МК» поговорил с одним из авторов пакета, главой думского Комитета по информационной политике, информацинным технологиям и связи Александром Хинштейном.
– В чем будет состоять разница между человеком, который просто устраивается на службу в Росгвардию, заключив контракт, и добровольцем Росгвардии?
– Разница в том, что доброволец, заключивший контракт, не становится военнослужащим, на него не распространяется ряд обязанностей и гарантий, связанных с военной службой.
Он будет получать такое же денежное содержание, как военнослужащий аналогичной должности, на него будет распространяться весь пакет социальных гарантий и выплат, но от этого он не станет человеком в погонах.
Это такое же отличие, очень грубо говоря, как между полицейским и дружинником: у дружинника тоже есть право оказывать содействие полиции, задержать нарушителя, он, как и полицейский, защищен законом в случае нападения на него, – но он не полицейский.
– Сфера применения добровольцев Росгвардии примерно та же, что и сфера применения войск Росгвардии? Обеспечение внутренней безопасности прежде всего?
– Добровольческие формирования Росгвардии будут создаваться по решению президента, а потом действовать в зависимости от обстановки. Решение конкретных вопросов применения остается за руководством Росгвардии.
Это может быть и участие в охране госграниц, территориальной обороне, охране каких-то объектов, и обеспечение режима контртеррористической операции, военного или чрезвычайного положения. Добровольцы могут находиться в оцеплении, принимать участие в боевых действиях и т.д.
– Их контракты будут оговорены сроками?
– Да, с добровольцами контракты заключаются на определенный срок. Сейчас, на период действия прошлогоднего указа президента о частичной мобилизации, приостановлено увольнение заключивших контракт о военной с Минобороны, не добровольцев. В общем и целом эта конструкция аналогична той, что уже действует применительно к добровольцам Минобороны. Ничего дополнительно там не появляется.
– А что с «вагнеровцами»? Они могут перейти в добровольческие формирования Росгвардии?
– Невозможно взять и перевесить табличку «ЧВК «Вагнер» на добровольческий полк Росгвардии. А вот взять и заключить в индивидуальном порядке контракт с отдельными людьми, служившими в «Вагнере», – возможно, если они, конечно, этого захотят. Я считаю, что это было бы абсолютно правильно: люди имеют боевой опыт и мотивированы на такую службу.
– Когда Госдума будет обсуждать законопроекты из этого пакета?
– Мы рассчитываем на максимально скорейшее принятие. Надеемся, что уже в понедельник, 25 сентября, Совет Думы определит сроки их рассмотрения.
Свежие комментарии