Объём американских поставок СССР по ленд-лизу составил около 10,8 млрд $. Март 1946 г., когда У. Черчилль произнес в Фултоне (штат Миссури, США) свою знаменитую речь о «железном занавесе», условно считается датой начала «холодной войны». Сформировались два мировых центра силы – СССР и США, началось их противостояние.
Проблема долгов по ленд-лизу породила споры. Но если союзникам по НАТО договориться было относительно нетрудно, то противники в «холодной войне» долго не могли достичь компромисса. Требования по долгам по ленд-лизу Правительство США предъявляло формальные требования к Советскому Союзу как к лизингополучателю, подчеркивая чисто военную цель всех сделанных поставок и правомочность их использования только во время войны с Германией и ее союзниками. Даже продукция двойного назначения ограничивалась этими рамками. СССР засекретил использование ленд-лизовских грузов, не предоставлял отчетов и не допускал проверочных комиссий и, по-видимому, не вел систематического учета поступлений и потерь. Американских специалистов и инструкторов приглашали лишь для решения технических вопросов. Это объяснялось не только закрытостью страны в условиях военного времени. СССР исходил из бесспорного факта своей решающей роли в победе над нацистской Германией, которая стоила ему самых больших потерь и разрушений. Но моральные аргументы не использовались при переговорах. Условия кредитования по ленд-лизу отвечали международной практике, и основой разногласий стала оценка задолженности по ленд-лизовской продукции (табл. 2). Советскому Союзу предстояло определить неизрасходованную часть поставок после их прекращения в конце сентября 1945 г. с учетом грузов, находившихся в пути, и решить, что можно вернуть, а что оплатить. США требовали от всех стран-лизингополучателей провести самую тщательную инвентаризацию. Сложность состояла в определении того, что из полученного в военное время имущества подлежало списанию как уничтоженное или израсходованное, а что годилось для использования с учетом амортизации. Стоимость обратного ленд-лиза включалась во взаимозачет. Грузы, доставленные в СССР после окончания войны, уценке не подлежали, но шли они уже малой скоростью, и их получение полностью завершилось в 1946 г. Начало расчетов Временем начала расчетов стал 1947 г., но сразу возникли осложнения. Из-за крайне напряженного послевоенного бюджета необходимыми средствами СССР не располагал. Его МИД заявил о невозможности проведения инвентаризации по причине отсутствия таких специалистов, но указал на нарушение США своего прежнего обязательства предоставить лизингополучателю долгосрочный кредит на оплату поставок. Выдать 1 млрд долл. целевого кредита Вашингтон отказался: шансу заработать проценты и получить назад свое имущество американские политики предпочли ограничение советских экономических возможностей. Никто на Западе не мог поручиться за то, что Москва не перенаправит эту колоссальную по тем временам сумму на поддержку коммунистического движения в разных частях мира и на создание собственного ядерного оружия. В мае 1947 г. США передали Москве свою оценку стоимости ленд-лизовского имущества, которое осталось у СССР после окончания войны с Японией. Эта сумма исчислялась в 2067 млн долл., 75% которой составляла стоимость невоенного оборудования. Предложенные СССР в 1948 г. 170 млн долл. в Вашингтоне сочли заниженной и неприемлемой платой. Дальнейшие переговоры пошли по пути взаимных уступок: американская сторона в 1951 г. согласилась получить 800 млн долл., а Советский Союз – уплатить 300 млн. Уступки со стороны США объяснялись начавшимся возвратом части ленд-лизовских товаров – автомобилей, катеров и другой техники. Получая их по морю в зарубежных портах, американские представители тщательно проверяли доставленное имущество на исправность и комплектность, чтобы убедиться в выполнении условий договора, а потом прямо на месте уничтожали с помощью гигантских прессов, не собираясь использовать далее. При этом американцы понимали, что большая часть поставок, оказавшихся ненужными во время войны, пригодилась бы СССР в мирное время. Принудить бывшего союзника полностью вернуть долг деньгами или натурой возможности, конечно, не было, как и получить от него точные данные о том, что из поставок израсходовано, а что уцелело. Трудности в переговорах Особенно это касалось кораблей, которые относительно мало использовались в Великую Отечественную войну. Возвратив 3 ледокола и 27 военных фрегатов и списав благодаря этому часть долга, СССР задержал у себя большую часть судов различного назначения, включая те, что предполагалось выкупить у США, но сделка не состоялась. В 1953–1955 гг. Соединенные Штаты получили через порты Стамбула и Киля (ФРГ) еще 227 малых судов, в основном отслуживших свой срок, еще 90 были уничтожены в советских портах в присутствии американских наблюдателей, но, как оказалось, не все. По иронии судьбы, пять бывших американских транспортов под советским флагом участвовали в доставке стратегических грузов на Кубу во время Карибского кризиса 1962 г. В 1951 г. советское руководство отказалось обсуждать реальную величину долга и взяло за основу иной, как казалось в Москве, способ расчета Великобритании с США, увидев в нем уступку англичанам как союзникам по НАТО. Прецеденты применялись в судебно-правовой практике обеих стран, и МИД СССР решил этим воспользоваться. Однако советская сторона, как показало недавнее исследование, неверно рассчитала объем обратного ленд-лиза от Великобритании, за счет которого часть долга списывалась. Он составлял не 2, а 4,1% от суммы поставок. Эта страна и сама получала помощь, и играла роль перевалочной базы, через которую шла часть грузов в СССР. В США это засчитали как обратную лизинговую услугу. Кроме того, англичане взаимодействовали с американцами в Северной Африке и Нормандии, помогая решать задачи снабжения, перевозок и др. Британцы закончили выплачивать свой долг только в конце 2006 г. Советско-американские переговоры затягивались, а спорная сумма возрастала за счет процентов и их капитализации (процент на процент), хотя частично списывалась за счет возврата неиспользованной техники. Во время визита Н.С. Хрущева в США в 1959 г. решения принято не было. Обстановка «холодной войны» не способствовала сближению позиций, а тем временем американская сторона шла на уступки другим государствам, «великодушно» снижая долг по ленд-лизу за счет получения от них новых услуг. США идут на уступки Реальный сдвиг произошел в период потепления отношений в 1972 г. на переговорах в Москве Председателя Совета Министров А.Н. Косыгина и президента США Р. Никсона, причем американская сторона приняла во внимание и моральные доводы о наибольших потерях СССР во время войны. На уровне министров торговли двух стран сумма советского долга с учетом процентов была определена в 722 млн долл. в ценах 1945 г., а сроком погашения назначен 2001 г. В 1973 г. Советский Союз выплатил 48 млн долл., но вскоре заморозил платежи из-за принятия Конгрессом известной поправки Джексона – Вэника, которая по политическим мотивам ввела существенные ограничения на торговлю между двумя странами и лишила СССР кредита на ее развитие. Лишь в 1990 г. Дж. Буш-ст. и М.С. Горбачев вернулись к проблеме платежей, зафиксировав остаток в 674 млн долл., без начисления процентов и с погашением к 2030 г. Основную его долю, видимо, удалось списать за счет встречных услуг. К ним в 2002 г. было отнесено уничтожение Россией своего химического и части ракетно-ядерного оружия по программе взаимного сокращения стратегических вооружений. В настоящее время Российская Федерация остается должна США 100 млн долл. По материалам монографии: Экономический фундамент Победы. Параллели истории и современности. К 70-летию Победы СССР в Великой Отечественной войне (2016) // под редакций И. В. Караваевой P.S. Таким образом, из общего объёма американских поставок по ленд-лизу в 10,8 млрд $ за уцелевшую технику, по мнению США, необходимо было выплатить 1,3 млрд долларов, или около 12 %. В итоге СССР, а затем РФ, из суммы 1,3 млрд долларов было признано, а затем частично оплачено 722 млн долларов, или около 55 %, то есть 6,5 % от общей стоимости полученных СССР поставок. Также надо учитывать, что сумма задолженности не индексировалась с учетом инфляции, а в ценах на 2015 год стоимость поставок по ленд-лизу составляла 160 млрд долларов и, таким образом, реальная оплата составила 0,4 % от всей помощи (Олег Будницкий. Ленд-лиз: факты и мифы // Forbes Russia ).Источник: https://popecon.ru/446-dolg-po-lend-lizu-skolko-sssr-zaplati...
Свежие комментарии