Одесса – это чисто русский город, заселенный русскими, имеющими исключительно российскую культуру и историю, и к Украине относящийся только лишь как колониальное владение. Ну, посудите сами – где Украина, а где Одесса? Украинцев как нацию можно встретить разве что в Тернополе, на Кубани или на Дальнем Востоке, да еще и в заморской Канаде, но в Одессе - в самую последнюю очередь
Всем известно, что на Украине есть множество городов, в которых в основном живут русские. То есть не россияне – выходцы из Российской Федерации, и не русы, которые жили на Украине со времен Древней Руси, а конкретные русские люди, разговаривающие исключительно на русском языке и воспитанные в русской культуре, а не в малороссийской. Украинские у них разве что паспорта, но ведь и украинство – это не национальность, а только лишь гражданство. Разве можно, например, одесского еврея или херсонского молдаванина назвать украинцем? Конечно они не украинцы, а только лишь подданные государства, которое, по сути, так и не заявило о себе за 30 лет.
Вот и в русских городах на Украине живут именно русские, а не украинцы. Кстати, и во всей южной части Украины украинцев почти не найти – кроме русских в основном это молдаване, болгары, греки, гагаузы, сербы и прочие балканские народы, имеющие опыт земледелия в экстремальных условиях Северного Причерноморья. А вот украинцы не могут возделывать землю в степи, потому они никогда не селились на скудных почвах низовьях Днепра и на территории Дикого поля.
Особо надо остановиться на таком «украинском» городе, как Одесса, потому что в последнее время вокруг него крутится множество всяких мифов, в большинстве своем исключительно глупых. Вот я, например, встречал в разных регионах Украины много людей, которые почему-то уверены, что Одессу основала Центральная рада 100 лет назад во время Гражданской войны. Другие думают, что в Одессе живут сплошные малороссы и изъясняются исключительно на мове. Кто-то из них слышал байку о том, что после Великой Отечественной войны в Одессе лечился Степан Бандера, поэтому этот город – один из центров бандеровского движения, которое развернулось в свое время на Западной Украине.
Все это, конечно же, мифы, и появились они не столько от обычного незнания, сколько от распространения фальшивой информации в известных целях. Ну, конечно же, Одессу основали не украинцы, в Одессе совсем не говорят на мове, да и сомнительно, чтобы Бандера пребывал в Одессе при Советской власти, которая его наверняка застукала бы очень быстро, как бы хитро он не прятался даже в подземных катакомбах. Ну, разве что Бандера был агентом НКВД-НКГБ. А что, это версия.
В общем, развенчиваем все мифы.
Первое городское поселение на месте нынешней Одессы появилось еще за 600 лет до Рождества Христова, и называлось, по уточненным данным, Истрион, по крайней мере, именно это название встречается на амфорах и других предметах, найденных в Одессе во время археологических раскопок. Об Истрионе так же писал и Геродот, побывавший в этих местах в середине V века до н. э. с инспекцией тогдашних греческих заморских земель.
Основали это поселение на берегах удобного морского залива древние греки, впрочем, в те времена они вообще заселили все побережье Черного моря и поставили сотни, а то и тысячи поселений. Это были так называемые колонии, через которые Греция вела торговлю со степными племенами Причерноморья, в основном со скифами. Одновременно греки занимались сельским хозяйством (в основном выращивали виноград и разводили овец), в общем, хорошо обосновались в будущей Одессе.
Дополнение: все греческие колонии в северо-западной части Черного моря тогда подчинялись не непосредственно Афинам в Греции, а мегаполису Ольвия, который размещался в самом устье Южного Буга чуть-чуть южнее современного русского города Николаев, таким образом и будущая Одесса входила в состав отдельного колониального государства, раскинувшегося на берегах Черного моря.
Во II-м веке до нашей эры Ольвию и все ее владения завоевали римляне. Таким образом Одесса-Истрион вошла в состав Римской империи, хотя в ней продолжали жить исключительно греки. Торговля со скифами процветала, Черное море бороздили сотни греческих и римских торговых кораблей. Римляне даже хотели разместить в Истрионе часть своего Восточного флота (Равеннскую эскадру), но все же в итоге выбрали для этого Херсонес в Крыму (нынешний Севастополь).
Так продолжалось до IV века уже нашей эры, когда пала Римская империя, а все Северное Причерноморье, за исключением Крыма, захватили гунны. Эти кочевники уничтожили вообще всю цивилизацию в этом регионе, а после того, как сделали свое черное дело, ушли в Европу и впоследствии основали на берегах Среднего Дуная свое первое государство Венгрию.
Далее идут 1000 лет полного запустения в этих местах, по крайней мере, никаких следов постоянной жизни на этих берегах историками и археологами не обнаружено. И только в XIV веке западная часть Причерноморья от Днепра до Днестра формально подпала под власть Великого княжества Литовского. Впрочем, ни литовцы, ни поляки тут не селились, а селились только татары, они-то и основали на месте бывшего Истриона поселение Хаджибей (Кочубей). Однако хоть поселение и было татарским, но татары – народ кочевой, и потому в городе жить ему было несподручно. Жили в нем преимущественно итальянские (венецианские и генуэзские) и греческие торговцы, а так же еврейские ростовщики.
В XV веке Хаджибей становится частью Крымского ханства, границы которого дотянулись аж до границ современной Румынии и даже Болгарии. Чуть позже (примерно 1473 год) это место приметили турки-османы и построили тут свой опорный пункт, который через 300 лет был достроен как крепость Ени-Дунья. В окрестностях по-прежнему бродили только татары, потому что для основательного земледелия эти места не годились в силу не только безводья, но и политической и военной неустойчивости региона.
Все изменилось во второй половине XVIII века, когда в регион в рамках очередной русско-турецкой войны не вошли русские войска. Тогда-то с ними и появились первые малороссы в лице запорожских казаков, которых российские военачальники держали в качестве ударной боевой силы. Впрочем, казаки умели только делать набеги, а брать хорошо укрепленные крепости они были не в состоянии. Кто-то начнет рассказывать, что малороссы испокон веков занимались в этих местах выпариванием соли из местных лиманов, но это не так – соль добывали в основном молдаване и гагаузы, а знаменитые украинские чумаки были только перевозчиками добываемого продукта в Малороссию, то есть, по сути, торговцами.
В общем, русские регулярные войска (а не казаки) осуществили штурм крепости и взяли весь регион под свой контроль. Произошло это в сентябре 1789 года, и после этого целых 5 лет планы относительно Хаджибея менялись. Царский генералиссимус Александр Суворов предполагал сделать из этого поселения мощную крепость «федерального» значения, но все же экономические соображения перевесили, и будущему основателю Одессы генералу де-Рибасу удалось убедить императрицу Екатерину II поставить тут именно город – большой торговый центр всего Юга Российской империи.
В 1794 году Хаджибей переименовывается в Одессу. Название это греческое, и есть две версии, откуда взялось слово именно «Одесса» - или от греческого мужского имени Одиссей, или от названия бывшего греческого поселения Одиссос, находившегося в 40 километрах от Истриона.
В общем, малороссы как таковые появляются в Одессе именно в этот период, и то, не в качестве главных героев, а как статисты. Это в основном были чумаки, обеспечивавшие Одессу солью, также очень ценились женщины-казачки в качестве нянек и служанок для одесской знати. Основную массу населения составляли иностранцы и евреи, которые получали очень хорошие барыши от международной торговли, в основном это были греки, итальянцы и египтяне.
Также в те годы в город прибывала огромная масса беглых крестьян из центральных областей России, которых по приказу князя Потемкина (Таврического) запрещено было выдавать обратно – только так можно было привлечь в город опытных мастеров и прочих работников, в которых Одесса очень нуждалась.
А где же украинцы? – спросит кто-то. Ведь их должно быть очень много, ведь украинцы жили к Одессе ближе всех остальных оседлых народов!
Кто не знает историю – читайте подробности в открытых источниках. Как раз в то время украинцам губернатор Новороссии Григорий Потемкин выделил огромные площади земель на только недавно отвоеванной у татар Кубани. Малороссы сами по себе – не городские жители, их городская жизнь не прельщала. Они все ринулись на восток за подаренными плодородными землями, а охранять их от набегов кочевников поручено было запорожским казакам. Обработкой безводных земель под Одессой занялись молдаване, болгары и греки, которые массами бежали из Османской империи в империю Российскую, но которых на Кубань не пустили, чтобы они не мешали осваивать новые земли своим неназванным братьям-украинцам.
На этом я закончу первую часть своего исследования на тему «Одесса и украинцы». Вторая, а затем, возможно, и третья часть (если материал не влезет во вторую), появятся в следующих выпусках моего альманаха. Жаль, что формат публикации не позволяет тиснуть весь текст на одну страницу. До скорых встреч!
Свежие комментарии