На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Позитив для оптимистов

3 577 подписчиков

Свежие комментарии

  • Людмила Абрамова
    слов нет совсем уже распустились малолетние уроды!В Ростовской обла...
  • Анатолий Анатольев
    Автор пожалел британцев, пора уже определить  какое НАКАЗАНИЕ заслужили эти ТВАРИ - когда инопланетяне взорвут кабель...Что станет с Брит...
  • Венера Мирошниченко (Хисамова)
    Они очень опасные, отсасывают части тела переименованием убивают и живут вместо друго духовного человека воруя или уб...Мигранты – пробле...

В начале марта Российский экологический оператор (РЭО) предложил Минстрою полностью перейти на электронные квитанции для оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Люди исчезают вместе с платёжками: Страшная цена изменений в ЖКХФОТО: АЛЕКСАНДР АВИЛОВ/АГН "МОСКВА"

ЛЮДИ ИСЧЕЗАЮТ ВМЕСТЕ С ПЛАТЁЖКАМИ: СТРАШНАЯ ЦЕНА ИЗМЕНЕНИЙ В ЖКХ

 С одной стороны, вещь удобная. Но это только с одной…

Вопрос о переходе на электронные квитанции обсуждался ещё год назад, когда по известным причинам бумага серьёзно подорожала. В Минстрое тогда заявили, что поддерживают "инициативу по стимулированию приоритетного предоставления платёжных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг в электронном виде". Также в министерстве пояснили, что граждане имеют право самостоятельно отказаться от получения бумажных квитанций.

Однако дальше этого дело, к счастью, не пошло. Есть серьёзные основания полагать, что, случись тотальный переход на безбумажные квитанции сейчас – русский народ пережил бы тяжелейший шок.

Три весёлых буквы

Проблемы, с которыми граждане неизбежно столкнутся при повсеместном введении электронных квитанций, связаны с отсутствием ЕПД – единого платёжного документа. Он существует лишь в некоторых городах, но и там эту практику нельзя назвать тотальной. При этом миллионы жителей русской глубинки вынуждены оплачивать по отдельным квитанциям отопление, электричество, водоснабжение и водоотведение, содержание и текущий ремонт МКД, обращение с коммунальными отходами.

Обилие платёжек попросту взрывает мозг. Забыл оплатить по одной из них – уже должник. Но как, скажите, в такой ситуации можно говорить об отказе от бумажных квитанций? Да, существует возможность платить через личные кабинеты на сайтах поставщиков услуг, но как в таком случае быть пожилым людям, которые не столь продвинуты в вопросах IT? И как быть тем 16 процентам жителей России, которые по разным причинам вообще не пользуются интернетом?

По словам заместителя председателя Комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светланы Разворотневой, вопрос с единым платёжным документом до сих пор не решён по двум причинам.

Первая причина – было непонятно, кто станет тем самым эмитентом, который будет выпускать платёжки и за какие деньги. А второе – поставщикам услуг было удобнее выставлять платёжные документы самим, самим принимать платежи. Например, потому что те же ЕИРЦ, которые развиваются в регионах, может быть, не всегда вовремя и не всегда правильно рассчитывают эти платежи, не всегда оперативно перечисляют деньги поставщикам услуг,

– рассказывает Светлана Разворотнева.

Поэтому за поставщиками услуг ЖКХ сохраняется право выставлять счета и собирать платежи. При этом, по словам Светланы Викторовны, попытки насадить единые расчётные центры в регионах не увенчались успехом. Даже в столице, несмотря на то, что МосЕИРЦ – вполне достойно работающая структура, многие частные управляющие организации предпочитают взаимодействовать с потребителями услуг самостоятельно. Мосэнергосбыт тоже выставляет свои платёжки.

Предполагается, что единым оператором, формирующим и выставляющим единый платёжный документ потребителям, будет система ГИС ЖКХ. Однако и здесь, оказывается, не всё гладко.

Вопрос только, насколько хорошо она будет работать. До сих пор не удалось добиться её безупречной работы. Ну и второй вопрос – как будет выгодно поставщикам. Потому что многие не платят посреднику, но зато, например, дают гражданам возможность оплачивать свои услуги без комиссии,

– говорит она.

Гонки за миражами

Очевидно, что вначале нужно отработать и внедрить единый платёжный документ в традиционном бумажном виде, и только потом начинать разговоры о переходе на электронные квитанции. Однако при существующих раскладах гражданам, судя по всему, ещё очень и очень долго ждать появления ЕПД. Слишком уж противоречивые интересы внутри системы. Поставщики хотят получать деньги побыстрее и напрямую, при этом не испытывая горячего желания оплачивать услуги оператора-посредника. Пользователям услуг, напротив, нужна удобная и прозрачная система оплаты в "одно окно". Вот бы Минстрою заняться урегулированием этих противоречий, а не городить утопии и не бежать впереди паровоза.

Для начала, например, хорошо бы отработать универсальную форму единого платёжного документа – сейчас в данном вопросе кто в лес, кто по дрова. Поэтому очень сложно добиться отображения в платёжках показаний общедомовых приборов учёта – или, говоря по-простому, счётчиков тепла и воды. Но без них невозможно проверить корректность начисления платы за потреблённые ресурсы (если, конечно, нет индивидуальных счётчиков, но их в многоквартирных домах пока совсем немного). Опыт людей, пытавшихся оспорить огромные счета, говорит о том, что поставщики услуг могут откровенно саботировать требования предоставить показания общедомовых счётчиков. Казалось бы, вот проблема, требующая быстрого решения. И ведь её не так сложно решить административным путём! Однако Минстрой почему-то этим не занимается.

Есть в сфере и другие проблемы, требующие незамедлительного решения. Например, нужно навести порядок в системах расчёта платежей.

Многие люди считают, что, если у них будут бумажные квитанции, им будет проще доказать свою правоту. Периодически с такими проблемами обращаются: мол, я платил 10 лет, у меня все оплачено, а мне выставляют какой-то долг. В ЕИРЦ или управляющей компании начинают разбираться и в итоге отвечают: у нас был сбой программы или другую программу поставили, и после перерасчёта выяснилось, что есть недоимки. Но в этом случае наличие бумажных квитанций не является аргументом, к сожалению,

 – объясняет Светлана Разворотнева.

Но если система периодически сбоит (случайно или по злому умыслу – отдельный разговор), то о каком переходе на электронные квитанции вообще может идти речь? Вначале следовало бы навести порядок в базовых вопросах, а уже потом переходить ко всевозможным усовершенствованиям.

Что с того?

Очевидно, что тотальный переход на электронные квитанции ЖКХ недопустим. Даже в том случае, если все проблемы, о которых говорилось выше, будут решены (хотя, судя по тенденциям, произойдёт это очень нескоро). Те, кому это удобно, уже давно оплачивают услуги онлайн, но многие представители старшего поколения не хотят пользоваться электронными сервисами – и это их право. Вдобавок, как уже говорилось, порядка 16 процентов граждан России вообще не пользуются интернетом. Государство обязано обеспечить им возможность платить так, как им удобно, как они привыкли, а не загонять всех железной рукой в "цифровой рай".

Вы спросите, а как же быть с экономией? Ведь электронные квитанции – это существенная экономия на бумаге, печати, разноске. Есть и другие способы уменьшить затраты, причём весьма существенно. Например, снизить потери при транспортировке теплоносителя к конечным потребителям. Но для этого нужно вначале вложиться в ремонт и модернизацию сетей. Многие ли ресурсоснабжающие организации делают это? Риторический вопрос.

Куда, спрашивается, смотрит профильное министерство? Оно, такое впечатление, не может разобраться с цифрами. Так, в 2020 году говорилось об износе 58 процентов коммунальных сетей, при этом сообщалось, что сети приходят в негодность быстрее, чем их меняют. А в 2022 году износ сетевой инфраструктуры каким-то волшебным образом снизился на 18 (!) процентов. Вы верите в такие успехи при существующем подходе?

Есть мнение, что Минстрою следовало бы унять цифровизаторский зуд и спуститься на землю, где трубы рвёт с пугающей регулярностью. Так, только в 2021 году во время отопительного сезона зафиксировано порядка 7 тысяч аварий, несколько человек получили серьёзные увечья. А всего при коммунальных авариях с 2013 по 2020 год погибли 79 человек. Вот куда стоит приложить свои таланты Минстрою! Ей-богу, пользы будет больше.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх