Никогда не был приверженцем буддизма. Мои представления об этой религии строятся на фактах из путеводителей и различных историях, услышанных во время посещения их святынь. И вот почему-то всегда мне казалось, что в этой религии отсутствует понятие ада как таковое. Но оказалось, что это не так.
Во время поездки во вьетнамский город Далат нам довелось совершенно случайно посетить экспозицию, весьма наглядно демонстрирующую буддийский ад, причем даже не 9, а целых 18 его кругов!
Я привез друзей к храму Линь Фуок, чтобы показать его невероятную красоту. Прогуливаясь на территории, мы увидели, как группа китайцев с гидом спускается в подвальное помещение сбоку от башни.
Мы увязались следом. Сначала попали в зал, похожий на магазин мебели. Но среди всей этой мебели величаво стояли две инфернальные фигуры, охраняющие дверь - вход на нижний этаж.
Подойдя ближе, мы поняли, что нас ждет лабиринт, представляющий собой 18 кругов ада. И твердым шагом двинули вниз по ступеням!
Спустившись в абсолютно темное помещение, мы увидели первые инсталляции адских мучений. Они были выполнены в типичном вьетнамском стиле: такие гротескно-уродливые изображения, далекие от реалистичности. Смотрелось нелепо и смешно, и мы похохотали от души. Но когда пошли блуждать по этим 18 кругам дальше, скажу честно, стало страшно.
Лабиринт оказался очень протяженным, а фантазия создателей становилась все оригинальнее и изощреннее. Из тьмы порой раздавался хохот, стоны и нечто, похожее на причитания...
С каждым новым поворотом подземного лабиринта я все сильнее мечтал увидеть табличку exit, потому что стало действительно жутко. И не столько от вида экспозиции, сколько от странного эффекта погружения, охватившего меня.
В сценах мук прослеживалась какая-то общая история, загадочное повествование. То среди бесов и жертв появлялись фигуры монахов в черных рясах, наблюдающих за происходящим. То мы оказывались в зале, где тёмные фигуры ведут какой-то разговор за столом. Появлялось и некое подобие надежды в образе светлого мудреца. И мозг, цепляющийся за отдельные картинки в попытках понять общий сюжет, слишком сильно вовлекся в восприятие образов. И я невольно почувствовал себя участником этой истории.
Это, наверное, было одно из первых мест, где я пожалел о том, что пришел без гида, способного рассказать историю этого лабиринта. И даже в интернете, уже после, найти толкового разъяснения не удалось, а так хотелось понять всю эту идею.
Свежие комментарии