На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Позитив для оптимистов

3 729 подписчиков

Свежие комментарии

  • николай николай
    Навязывается первый к жидам . Трамп психологически выжидает кто прогнется первым«Самое важное зде...
  • Александр Т
    Лысый Хрущь прикрыл свою жо.пу Сталиным обо.срав его.Я уважаю Сталина ...
  • Сергей Бунцов
    Приватизация в 90-е была по блату и для хитрых скупщиков или присвоителей приват- чеков как 1-й ваучерный фонд. Даже ...Думали, что безна...

Как создаётся икона?

Человека, который никогда не видел икон, найти невозможно. Человек может посещать музеи и галереи или не бывать там вовсе. Человек может регулярно молиться в храмах или быть неверующим. У человека дома может быть множество молитвенных образов или не быть ни одного. Но представление об иконах у него так или иначе есть, равно как и понимание того, что икона чем-то отличается от обычной картины.

Но чем? Об этом с технической точки зрения мы и поговорим. Итак, как создаётся икона?

Как создаётся икона?, изображение №1

Всё начинается с выбора материала основы, обыкновенно это доска из липы или хвойных пород дерева. Доска может быть цельной или склееной из нескольких частей — в любом случае к её тыльной стороне крепятся шпонки. Шпонки предохраняют доску от коробления. Форма шпонки в разные эпохи изменялись, поэтому они оказываются отличным подспорьем в датировке иконы.

Как создаётся икона?, изображение №2

На лицевой стороне доски вытёсывается углубление в несколько миллиметров — «ковчег», в результате появляется нечто вроде рамы, в которой заключено основное изображение.

Как создаётся икона?, изображение №3

На доску приклеивается ткань крупного плетения (часто используют марлю)— т.н. «паволока». На паволоку накладывается грунт, который называется «левкас» — от греческого «белый». Левкас состоит из мела, смешанного с клеем и льняным маслом. Левкас после затвердения шлифуется.

Как создаётся икона?, изображение №4

Поверх левкаса наносится рисунок. Опытный мастер делает это непосредственно — набрасывая контур углем, затем обводя его чёрной краской. Но откуда он знает, как и что изображать?

По этому поводу существует немалое количество заблуждений. Подавляющее большинство иконописцев не являлось и не является ни монахами, ни священниками, ни богословами. Ни церковь, ни государство никогда не занималось скрупулёзным регулированием иконописи, несмотря на чрезвычайную распространённость и значение икон в широких слоях населения православных стран.

Однако и государство и церковь регулярно указывали на необходимость ориентации на более ранние образцы при создании икон. В результате появились сборники рисунков иконописных образцов (т.н. «иконописные подлинники») — их дошло до нас довольно много, однако ни один из них не был «утверждён» церковью как единственно правильный, канонический, а образы в них далеко не всегда совпадают.

Как создаётся икона?, изображение №5

И, конечно, у большинства иконописцев никаких «иконописных подлинников» не было вообще. Они ориентировались на виденные ими иконы, либо на «прориси», рисунки, которые делали сами с известных образов, либо с образов, которые им по какой-то причине казались значимыми.

Как создаётся икона?, изображение №6

Менее опытные мастера вместо того, чтобы уверенной рукой повторять по памяти или с прориси образ, просто переводили подлинник или отдельную прорись на икону.

Делалось это следующим образом: рисунок дублировался углем на кальку, калька прикладывалась к левкасу — на доске возникал «негатив» рисунка.

Другим способом был т.н. «припорох», т.е. рисунок переводился на кальку, изображение на кальке по контуру часто прокалывалось иглой. Калька прикладывалась к левкасу и простукивалась тампоном, смоченным в чёрной краске — на иконе появлялся «точечный» контур. Контур, образовавшийся на иконе, прорисовывался или даже прорезался.

Как создаётся икона?, изображение №7

Следующим этапом было золочение. Существует популярное заблуждение о том, что при создании иконы обязательно использование золота, символа фаворского света. Естественно, никакой канонической необходимости позолоты иконы не существует, но нимбы, элементы фона и прочие детали нередко украшались золотом. Для этого соответствующие фрагменты левкаса покрывались лаком, на который кисточкой накладывался вырезанный кусочек тонкого золотого листа.

Как создаётся икона?, изображение №8

После позолоты икона «раскрывалась». Под этим термином понималась прокладка основных тонов.

Как создаётся икона?, изображение №9
Как создаётся икона?, изображение №10

После «раскрытия» («роскрыши») осуществлялась «роспись»: краской, более тёмной, чем тон, прописывались детали. Обычно сначала прописывалось всё, кроме лиц и открытых участков тела, т.н. «доличное письмо»: одежда, здания («палатки»), элементы пейзажа («горки»). Затем наносились «пробела» — высветления на выпуклых частях и «приплески» — притенения в углублённых местах.

Как создаётся икона?, изображение №11

«Личное письмо» обыкновенно следовало за «доличным». Нередко доличное и личное писали разные мастера, неудивительно, что и техника живописи этих «писем» несколько отлична.

Основные тёмные фоны личного письма в искусствоведческой литературе известны как «санкирь», его высветление — «плавь» или «вохрение», т.к. выполняется охрами. Цвет санкиря — оливковый или коричневый. Цвет охр — от жёлтого до красно-коричневого. В процессе вохрения на щеках обыкновенно наносилась «подрумянка». Аналогично «пробелам» доличного письма, наиболее выпуклые части высветлялись «оживками»/»движками», а углублённые — приплесками. Последними прописывались волосы.

Как создаётся икона?, изображение №12

Традиционно при создании икон использовались темперные краски, разведённые на желтке куриного яйца, разбавленного квасом.

В завершающей части золотились мелкие детали, например, орнаменты одежд — эта процедура называется «ассистка» или «ассист».

Как создаётся икона?, изображение №13

Готовую икону после просушки в течение нескольких часов покрывали слоем «олифы»- лака на основе растительного масла.

Подчеркнём, что техника создания икон была весьма разнообразна — иконы писались не только на досках, но и на холстах, не только темперными, но и масляными красками. Вообще любой молитвенный образ, освящённый в церкви, безотносительно техники исполнения, является иконой в широком смысле этого слова. Приведённое описание — усреднённая техника создания иконы, на сегодняшний день считающаяся классической.

Вот и всё на сегодня. Надеюсь, Вы открыли для себя новые грани истории отечественного искусства и культуры, неотделимых от иконописи. Крепкого здоровья и отличного вечера! Ну а Петербургский историк пошёл дальше готовить образовательный видеокурс «Иконопись», которым вскоре собирается Вас порадовать.

Записки перербургского историка.

Об авторе: Юрий Нежинский

- Кандидат исторических наук (СПбГУ)
- Магистр филологии (СПбГУ)
- Гид I (высшей) категории
- Автор книг, статей и образовательных курсов по мировой истории, истории России, культурологии и искусствоведению

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх