Начало осени принесло холодный циклон в отношениях России с Абхазией. С 1 сентября наша страна частично приостановила выплаты абхазским бюджетникам — в том числе врачам, учителям и силовикам. А электричество в республику теперь будет поставляться не по льготным, а по коммерческим ценам.
И это на фоне потепления в отношениях с Грузией, заявившей, что Абхазия до 2030 года вернётся в её состав. О подоплеке происходящего Царьград поговорил с политологом-кавказоведом Асланом Рубаевым.Абхазская многовекторность за русский счёт
ЦАРЬГРАД: Каковы, на ваш взгляд, причины и какими будут последствия нынешнего русско-абхазского обострения?
АСЛАН РУБАЕВ: Абхазия в последние годы пренебрегала отношениями с Россией. Абхазы много лет стремятся к независимости во всём. Это очень свободолюбивый народ. Среди них сильно мнение, что раз они освободились от грузинского влияния, это не значит, что они должны попасть под влияние русское. Но существуют ведь и другие влияния. С 2008 года в Абхазию вошло много каких-то странных небольших турецких компаний. Это элемент мягкой силы и распространения определённых нарративов. Россия делала Абхазии социальные выплаты. Социалка республики полностью была на плечах российского бюджета, абхазы практически не платили, например, за газ. Но при этом они за спиной Москвы вели многовекторную политику. Получалось: вы нам давайте деньги, а определять свою внешнюю политику мы будем сами. Отказались продавать россиянам недвижимость, даже коммерческую. Это совершенно не по-союзнически. В то же время назвать Абхазию совсем недружественной нельзя, много абхазов сегодня воюют за Россию на СВО.
Ахра Авицба командир батальона "Пятнашка". Фото Царьграда
Но в её политическом истеблишменте есть люди, которые заинтересованы в том, чтобы осложнить наши отношения. Они идут по той же траектории, по которой в своё время шли Грузия и Армения. Недалеко то время, когда в Абхазии начнут говорить, что Россия мешает им строить суверенитет. Да не мешает Россия! Просто надо быть последовательными: хотите быть полностью независимыми, тогда отказывайтесь от российской помощи и живите как другие страны. Хотите торговать — торгуйте, но Москва платить вам просто так не должна.
Деньги надо вкладывать с умом и в умы
— Какими могут быть последствия недавних санкций со стороны России? Что нужно предпринять, чтобы изменить отношения к лучшему?
— Сегодня России и Абхазии нужны серьёзные консультации, необходимо сделать так, чтобы взаимодействие было взаимовыгодным, разработать дорожную карту. То, что мы с 1 сентября прекратили выплаты бюджетникам Абхазии, — это ход, который может серьёзно отрезвить руководство республики, но с другой стороны может и сыграть на руку нашим врагам. Я боюсь, что с Абхазией может произойти то же, что и с Арменией, когда полностью, инфраструктурно и финансово зависимая от России страна отрывается и идёт в объятия Запада. В Абхазии есть элиты, которые хотят половить рыбку в мутной воде, заработать политические очки на антироссийской риторике. Но в этом, я считаю, есть и вина Москвы. Мы не создавали мягкую силу, не устраняли враждебные элементы. Мы вообще не работали с регионами, в которых были больше всего уверены. А там всегда нужна работа — круглогодичная и круглосуточная. Насколько я знаю, в Абхазии сегодня велико влияние Турции, Грузии, Запада. Под эгидой британских спецслужб разворачивается информационная антироссийская кампания. Мы не в курсе даже, что происходит в блогосфере Абхазии, какие там иногда пишут комментарии под видеороликами, какая оголтелая антироссийская риторика появилась внезапно и "ниоткуда". Пока ещё не поздно, это надо остановить.
Толпа у стен парламента Абхазии, протестующая против передачи России "дачи Сталина" в Пицунде, где останавливается президент Путин. Скриншот: "Извести"
Это упущение нашего МИД — то, что мы не работали с Абхазией так, как надо, не наплодили там наших фондов. Типичная история, мы на этом раз за разом спотыкаемся. Платим в какой-то стране кому-то за что-то и думаем, что там нет коррупции, что эти деньги не разворовываются. Деньги нужно тратить целевым образом. Давать их не конкретным людям, которые их разворуют, а потом убегут. А вкладывать в умы — в литературу, создавать специальные СМИ, растить блогеров, которые будут транслировать необходимые нам мысли. Должна вестись непрерывная информационная война.
— Сегодня у Москвы — потепление отношений с Грузией, в связи с чем на Западе пишут, что Москва может сдать Абхазию и Южную Осетию.
— Никогда в жизни Москва этого не сделает. Мы выстраиваем отношения с Грузией без болезненных схем, без территориальных договорённостей. Абхазия и Южная Осетия выведены за скобки.
Либо с Россией, либо в аду
— Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе не так давно заявил, что Абхазия вернётся в состав Грузии к 2030 году.
— Он сделал это заявление в условиях серьёзного внутреннего противостояния в Грузии, естественно, подогретого западными спецслужбами. Я бы не стал доверять этим словам. Они были произнесены под давлением улицы. Возвращение Абхазии и Южной Осетии в состав Грузии может быть осуществлено только военным путём. Москва на это не пойдёт никогда. И в Абхазии должны понимать, что гарант их независимости сегодня — Россия. Хотелось бы, чтобы там вообще поняли, что такое политика.
— Вы в курсе, что, по некоторым данным, армяне уже составляют едва ли не большую часть населения Абхазии? Могут ли они работать на дестабилизацию отношений России с Абхазией, как работали на разрушение отношений с Арменией?
— Может быть. Армения кишит людьми, хорошо обработанными Фондом Сороса. Точно так же в своё время в Южной Осетии захватили власть и проводили антироссийскую политику структуры по типу мормонов. У нас есть проблемы с Абхазией и Южной Осетией. О них нужно говорить, их нельзя запускать.
Сегодняшняя Армения — проект фонда Сороса. Фото: Diego Herrera/Keystone Press Agency/Global Look Press
Абхазы — очень гордый и консервативный народ. Это надо учитывать. Они хотят разговора на равных, не понимая при этом, что зависят от России. Что если Россия хлопнет дверью и отвернется, Грузия камня на камне не оставит от их страны. Хотелось бы спросить у Абхазии: кто сегодня может заменить ей Россию?
— Турция.
— Турция их быстро прижмёт к ногтю. Как народ они нужны лишь России. Для всех остальных они только география — без народа. Что нам будет от того, что Абхазия от нас оторвётся? Ничего. Когда три прибалтийские республики, Швеция и Финляндия состоят в НАТО, когда скорость подлёта натовских ракет сократилась до минимума, что нам от того, что Абхазия станет антироссийской? Могу грубо сказать — один удар ракетой решит этот вопрос.
Что с того?
— Абхазы идут по очень опасному пути, им сегодня нужно вспомнить, что произошло с Украиной, Арменией, Грузией, Молдовой. Это одна и та же протоптанная дорожка. Но умный учится на чужих ошибках, а дурак не учится вообще ни на каких. Я не о том, что в Абхазии дураки, я о том, что там работает агентура. Абхазской власти нужно раз и навсегда определиться — либо они с Россией, либо их ждут чёрные времена.
Свежие комментарии