Свежие комментарии

  • Лариса Кондакова
    Особенно смешно выглядит все это на контрасте, с начало видео с телефона девушки, пропущенное через фильтры, а потом ...Он долго терпел.....
  • ГусЕна
    Я вчера зашла в офис приличной компании и на меня вывалилась дама в пошло-розовом топике. Меня чуть не стошнило.Специалист по эти...
  • ГусЕна
    УметьЖадность без границ

Буддизм против синтоизма

Позвольте для начала провести анонимный срез знаний. Это пригодится дальше по тексту, потому не советую пользоваться Гуглом. Выбирайте тот ответ, который считаете правильным.

Буддизм против синтоизма

У какой религии больше всего последователей в Японии?

 

Ответили? Хорошо. После прочтения предлагаю вам вернуться к этому опроснику и сравнить результаты с полученной в статье информацией.

Вообще Восток — штука тонкая, а восточные религии и культура — минное поле для белого человека. Так что считаю нужным ввести вас в курс дела и дать исторически-культурный контекст, чему я посвятил первые несколько пунктов.

I. Немного о японцах

Чем нам интересны японцы? Такие культурные, трудолюбивые, анимешные, экзотичные и… странные. Вот прилетел ты, дорогой читатель, в Японию: все так технологично, футуристично, словно в XXII веке оказался. Рядового японца не удивить роботом-холодильником или роботом-официантом; даже радиоуправляемая швабра — это норма. И будто этого мало: в одной токийской гостинице на ресепшене стоит робот-динозавр. Да, у него лапки, но он не хиккует дома, в отличие от тысячи своих сограждан, а трудится на благо Страны восходящего солнца. И нельзя забывать про всеми известные японские унитазы, в чьих кнопках смогут разобраться только программисты и летчики-испытатели.

Буддизм против синтоизма
Динозавр-администратор и японский унитаз смотрят на тебя, как на гайдзина.

И вот, что удивительно: Япония гонит впереди планеты всей, демонстрирует свои технологические "ноу-хау", не жалея собственного человеческого ресурса, но при этом очень бережно относится к своим традициям и обычаям.

К примеру, есть такая традиция — Хацумодэ . Это когда в первые дни нового года японцы отправляются в синтоистские храмы, просить покровительства у древних богов на весь следующий год. На специальные таблички — эма — наносятся пожелания, чтобы боги могли их прочесть и внять мольбам. И если вы подумали, что это касается какой-то небольшой доли населения-староверов, то я вас разочарую. Скорее непосещение храма будет исключением из правила.

В некоторых семьях, вместо синтоистских, предпочитают посещать буддийские храмы. И опять: даже если прихожане не верующие, они все равно «бросят монетку, хлопнут в ладоши, сделают вид, что молятся» .

Буддизм против синтоизма

Ну или известный «Фестиваль железных пенисов» — Канамара-мацури — празднуемый в первое воскресенье апреля. Дорогой читатель, спешу заметить, что подобная "придурь", как ты мог подумать, имеет под собой настоящую японскую легенду. Согласно ей, некий демон поселился в вагине японской девушки и откусил фаллосы двум ее воздыхателям. Ибо непростительно входить без стука. Тогда смекалистый кузнец выковал для бедной девушки тот самый железный пенис, об который демон обломал все зубы. Праздник в честь этого отмечается в Японии с XVII века.

В период Эдо проститутки во время Канамара-мацури молили о защите от сифилиса. В наши дни, доходы от фестиваля передают на изучение ВИЧ.
В период Эдо проститутки во время Канамара-мацури молили о защите от сифилиса. В наши дни, доходы от фестиваля передают на изучение ВИЧ.

 

II. Немного о синто

Как вы уже могли понять, синто — это этнически японская религия. Из-за отсутствия у древних японцев письменных источников, довольно трудно определить истоки этого верования. Принято считать, что синтоизм зародился в III веке до н.э. История и культура японского общества неотделима от своего традиционного вероисповедания, даже на высшем государственном уровне.

Император Дзимму.
Император Дзимму.

Согласно легенде, первый император Японии — Дзимму — приходится прямым потомком богине Солнца Аматэрасу . Началом его правления принято считать 660 г. до н.э. Путем нехитрых вычислений мы получаем, на минуточку, 2681-летнюю императорскую династию. Это вам не « Мандат Неба » , из-за которого власть в Китае расшатывалась с завидной периодичностью. Императоры в Японии считались неприкосновенными богами. Их могли задвигать на второй план, урезать им полномочия, но династия не прервалась и дожила до наших дней.

Правда, сегодня императоры уже не считаются «богами во плоти». Держите эту мысль в голове, мы еще к ней вернемся.

При беглом ознакомлении может показаться, что синто — примитивная религия. Да, она имеет черты анимизма, шаманизма, тотемизма и культа предков. В ней нет высшего божества или единого священного писания, характерного для авраамических религий. Древние японцы глубоко почитали окружающую их природу и относились к ней с благоговением. Оно и немудрено, ведь японский архипелаг находится на стыке четырех литосферных плит, из-за чего острова часто страдают от цунами, землетрясений и извержений вулканов. Это нас с детства приучили, что деревья, горы, водопады, речки, дедовская тяпка и калитка для забора — неодушевленные. В сознании японцев, все живое и неживое может иметь своих духов — ками .

Буддизм против синтоизма
Изгнание ками в Японии. Гравюра 1847 года, эпоха Эдо.

У тебя в последнее время сандалии часто слетают? А то и несчастья следуют по пятам? А вот помнишь, ты гору переходил на прошлой неделе? Ты наверное обидел ками, обитающего в камне, который ты пнул с той горы. Скорее пойди, верни его на место, извинись за свое недостойное поведение, а потом сходи в храм и помолись тому самому ками. А еще лучше — воздвигни ему святилище и расскажи в соседних деревнях о своей глупости, дабы другим неповадно было. Подобное мышление и отношение к природе у японцев практически не изменилось за многие века. Вы не увидите мусорящих японцев, в отличие от любителей поплеваться — китайцев.

Синто развивалось и распространялось множеством разнородных течений, в каждом из которых свои духи, боги и демоны. И надо отдать должное японцам, ведь их фантазия породила действительно безумных существ, вроде: читающего мысли людей камня, черепахи с блюдцем для воды на макушке и с тремя анусами, а также дерево, с растущими на нем человеческими головами, которые вечно смеются или улыбаются.

Буддизм против синтоизма

С развитием сообщений между японскими поселениями выработалась более-менее складная система верований с многочисленным пантеоном. И, в отличие от того же анимизма, в синто есть своя храмовая система и система ритуалов. В храмах совершаются синтоисткие ритуалы: символическое очищение ( хараи ), подношение богам ( синсэн ), ритуальные молитвы ( норито ) и ритуальный пир ( наораи ). А службы ведутся священнослужителями — каннуси .

Буддизм против синтоизма
У каннуси также есть помощницы — мико. Они помогают в различных ритуалах и поддерживают порядок в храме. Только незамужние девушки могут быть мико. Чаще всего — это студентки на подработке.

 

III. Немного о буддизме

Пусть мудрец усилием, серьезностью, самоограничением и воздержанием сотворит остров, который нельзя сокрушить потоком.

© Сиддхартха Гаутама (Будда). «Дхаммапада», гл. II, изр. 25.

Буддизм — нетипичная религия, по множеству причин. Начнем с того, что это даже не совсем религия в привычном понимании. Примерно в VI-V веке до н.э. жил-был принц Сиддхартха Гаутама . До 30-ти лет он не видел ничего, кроме родного дворца. Но стоило ему впервые в жизни покинуть свою золотую клетку, как он увидел «четыре зрелища»: нищего старика, больного человека, разлагающийся труп и отшельника. Увиденные боль и страдания человеческой плоти подтолкнули принца к странствиям в поисках Истины.

Долгие годы отшельничества довели его тело до почти полного изнеможения. А спустя 49 дней транса под фикусовым деревом Сиддхартха наконец-то достиг Просветления, после чего стал именоваться "Пробужденным/Просветленным", тобишь — Буддой . Сам он не позиционировал себя ни Богом, ни пророком. Его первоначальное Учение, на основе которого и сформировался буддизм, скорее походит на духовно-философскую практику. Со временем же буддизм стал дробиться, обрастать различными ритуалами и трактовками Учения. Поэтому прежде чем ответить на вопрос: «Буддизм — религия или философия?», стоит уточнить, о каком его ответвлении идет речь.

Помимо раннего буддизма ( Хинаяма ), выделяют Тхераваду ,  Махаяну и  Ваджраяну . Разбор этих течений стоит отдельного материала, а потому остановимся на кратком описании одного из них.
Помимо раннего буддизма ( Хинаяма ), выделяют Тхераваду , Махаяну и Ваджраяну . Разбор этих течений стоит отдельного материала, а потому остановимся на кратком описании одного из них.

 

До Японии докатилась «Большая колесница» — Махаяна. Больше всего противоречий она имеет с Тхеравадой, которая недалеко ушла от раннего буддизма. Махаянцы воспринимают Будду не как историческую личность и первого учителя, а как первоисточник всего сущего. Потому то, по их верованиям, Будда не может покинуть круговорот рождения и смерти — Сансару — так как он пребывает в каждом из нас. Так что, согласно Махаяне, достичь Просветления необходимо не ради себя, но ради всего человечества. И конечно, именно этот взгляд на мир пришелся по духу китайским, корейским, а затем и японским правителям. Ведь если просто заставлять крестьян горбатиться на благо государства, то рано или поздно они зададутся вопросом: «А зачем нам, собственно, горбатиться на государство»? И тут-то на помощь мудрому правителю придет махаянское: «Потому что впахивая на благо государства, вы достигаете Просветления, а вместе с вами этого Просветления достигает и все человечество». Тем самым, на простого японского крестьянина возлагается миссия по спасению человечества. Вероятно, подобная мотивация работает в Японии и сегодня.

Буддизм — четвертая по количеству исповедующих ее мировая религия. Это 506 миллионов людей на 2020-ый год. Хоть Буддизм и зародился в Индии, но, по иронии судьбы, на исторической родине его исповедуют 0.7% населения. Справедливости ради, это 9.5 миллионов людей. Ведущей же религией остается индуизм (80%) с 1 миллиардом последователей.

Зато у буддизма дела идут куда лучше в Камбодже (96.9%), Таиланде (93.2%), Мьянме (80.1%), Бутане (74.70%) и на Шри-Ланке (69.3%).

В Японии же… Мы к этому еще вернемся.

IV. Как и когда буддизм попал в Японию

Согласно китайским источникам, первые попытки просвещения японского народа совершались еще в 467 году н.э. Что могли увидеть буддийские монахи, прибывшие в страну Ямато (наименование Японии в 250—670 гг.)? Только-только вышедшее из железного века, изолированное горами и горными ручьями, растянувшееся на множество островов дописьменное общество. Но это общество уже выращивало просо, рис и коноплю, а в отдельных регионах могло получать урожай дважды в год. Это общество было знакомо с металлургией и умело ткать на станках. Так что местные рыбаки, наловив зайцев, могли пошить теплые шапки, чтобы с утра на рыбалке уши не мерзли.

Очень па японске, очень правславна.
Очень па японске, очень правславна.

Монахи долго и упорно задвигали про каких-то там "будду", "нирвану", "дхарму" и прочие индийские глупости. Но мудрые японцы не стали делать из монахов шапки, а лишь послушали тех с умным видом и сделали вывод, что Будда — тот же ками, только индийский. Ну ками и ками, мало их что ли? Кстати, похожее отношение было и к Иисусу, который показался японцам довольно крутым богом-ками, которому не грех и помолиться. Но в случае с христианством — заднюю дали сами христиане. Они не желали крестить японцев, которые наравне продолжали верить в своих ками наравне с Иисусом.

Снежная лавина под названием «буддизм» окончательно накрыла страну в VI веке, по пути вобрав в себя черты конфуцианства и даосизма. Все это свалилось на голову бедным японцам, веровавшим в и без того неисчислимое количество духов и демонов.

Наибольшую роль в этом сыграл «святой царь» Сон из Пэкче , объявивший буддизм в своей стране государственной религией. От его двора посылались дары и статуэтки Будды правителю Ямато — Киммэю . Тогда еще не было титула «император», а был титул « окими » — главный вождь племен Ямато. Но, позвольте, для удобства будем говорить «император».

Японский клан Сога способствовал распространению буддийского учения и всячески поддерживал монахов, прибывших из Кореи.

Начиная с VI века до н.э. буддизм приобретал все больше последователей, на время вытеснив индуизм на индийском субконтиненте. А уже в VI веке н.э. укрепление буддийского учения в Японии шло параллельно его упадку на родине.
Начиная с VI века до н.э. буддизм приобретал все больше последователей, на время вытеснив индуизм на индийском субконтиненте. А уже в VI веке н.э. укрепление буддийского учения в Японии шло параллельно его упадку на родине.

 

V. Кланы Сога и Мононобэ

Такэноути-но Сукуне.
Такэноути-но Сукуне.

 

Многие японские кланы любили кичиться своими мифическими основателями. Сога не были исключением. За своего прародителя они считали Такэноути-но Сукуне — японского героя, прожившего по легенде 280 лет. Мало того, что сам он был потомком восьмого императора, так он еще и успел побывать на службе у 5 других императоров. Согласно легендам, от его девятерых детей пошли некоторые японские кланы.

Осознавая свое кровное родство с императорской династией, Сога старались держаться как можно ближе ко двору, поколениями поставляя правителям невест. Конечно, тем самым они влияли на престолонаследование и вертели внутренней политикой, как им заблагорассудится.

Любители закулисных интриг, они были на короткой ноге с китайцами и корейцами, в которых видели образцы культуры и возвышенности. Благодаря своей терпимости к буддизму, Сога получили доступ к торговле корейскими тканями и металлами, которые на тот момент были куда лучше японских. Пробуддийский клан быстро наживался и активно пускал корни во всевозможные государственные структуры. Так у Сога сложилось представление, что именно буддизм является религией господ и элиты, религией высокоразвитых государств.

Сога-но Инамэ умудрился выдать обеих своих дочерей за императора Киммэя. С таким-то зятем ему и море было по колено.

Мононобэ же вели свой род, ни много ни мало, от Ниниги-но-Микото — божественного прадеда вышеупомянутого первого императора Японии и внука Аматэрасу. Логично предположить, что клан с такой родословной будет ярым защитником синто. Мононобэ служили при императорском дворе на высоких государственных чинах с седой древности и имели статус настоящей оружейной гильдии.

С этой стороны баррикад важную роль в религиозно-политическом столкновении синто и буддизма сыграл Мононобэ-но Мория .

VI. Конфликт интересов

До VI века, в силу своего труднодоступного географического положения, японский синтоизм не испытывал влияния из-вне. Это дало ему возможность самостоятельно развиваться и распространяться по всему архипелагу, не испытывая конкуренции. Синтоизм проник даже в государственный аппарат, что нашло свое отражение в божественной легитимизации власти не только императора, но и его приближенных. В своих верованиях они видели «истинный путь», «путь богов», который был открыт только для них. Но из-за своей изолированности японцы выпали из «осевого времени» (800—200 гг. до н.э.). Тем самым, их цивилизация попала под такую же угрозу исчезновения, как и ассирийско-вавилонская или древнеегипетская, которые не смогли приспособиться к новому времени и образу жизни. В осевое время сознание людей в главных культурных центрах — Рим, Греция, Палестина, Индия и Китай — менялось с мифологического на философское. Семимильными темпами развивалась урбанизация городов и грамотность населения.

К периоду правления императора Киммэя, Япония так и не попала в осевое время, а синто переживало кризис. Некогда почитаемые ритуалы свелись до банальных обрядов. Действия совершались ради действия, потерялась сакрализация ритуалов. Все деяния человека делились на чистые и нечистые. К нечистым относилась как грязная одежда, так и смерть человека в доме. И за то и за другое могли серьезно оштрафовать. Простым людям пришлось откупаться от синтоистских жрецов и чиновников за малейшую провинность. Не было единых принятых норм законов и морали, а потому каждый, кто имел хоть немного власти и влияния, интерпретировал синтоистские устои себе на пользу.

Синто жизненно необходимо было переосмысление.

Статуя, выполненная по образу царя Сон.
Статуя, выполненная по образу царя Сон.

 

Страной на тот момент правил император Киммэй. У этого скромного ловеласа было шесть жен и 25 детей (16 сыновей и 9 дочерей). Забегая наперед, между его сыновьями и разгорится борьба за власть на религиозной почве. Сам же Киммэй придерживался синтоизма, но пытался угодить и нашим и вашим. Когда царь Сон прислал ему бронзовую статую Будды в 538 году, это подняло напряжение во дворе, вынуждая сделать выбор в пользу одной из религий. Словно настоящий центрист, Киммэй не стал принимать буддизм, но отправил клану Сога статую и позволил поклоняться ей, как ками. Сей компромисс вызвал сильное негодование у Мононобэ-но Мории, главы клана Мононобэ и у принца Анахобэ , одного из сыновей Киммэя.

Ситуация обострилась после внезапной эпидемии. Злые языки Мононобэ приурочили ее к появлению при императорском дворе заморских монахов и осквернению некогда синтоисткого храма клана Сога статуей Будды. Совпадение ли, но примерно в этот период (570-571 гг.), умирает и Сога-но Инамэ и император Киммэй.

Мононобэ заявляли, что древние ками разгневались на императора и клан Сога за то, что те пустили чужих богов в их земли. В порыве гнева было совершено нападение на храм, где хранилась статуя Будды. Само изваяние Просвещенного скинули в ближайший канал, а прочие реликвии уничтожили.

На этой же гравюре, в насмешливой форме, изображена безуспешная попытка Мононобэ уничтожить буддийскую реликвию.
На этой же гравюре, в насмешливой форме, изображена безуспешная попытка Мононобэ уничтожить буддийскую реликвию.

 

Здесь стоит упомянуть, что Мононобэ не были одиноки в своей борьбе. Да, другие кланы тоже возмущались внедрению буддизма, ведь это было угрозой божественного происхождения власти в стране. А мы уже знаем, что не только император, но и другие кланы вели свое происхождение от разного рода богов-ками. А потому, почти что наравне с Мононобэ, против буддизма выступал клан Накатоми . Вместе с кланом Инабе — они были главными "поставщиками" жрецов в Ямато. Пускай они не были богаты, как Сога и не были так военизированы, как Мононобэ, но зато союз Накатоми-Инабе был сильнейшей духовной силой в стране, уступающей в святости лишь императорскому двору.

VII. Первые ростки буддизма в Японии

В 572 году на престол садится второй сын Киммэя — император Бидацу . Подле него становится Сога-но Умако , сын Инамэ. Забыл сказать, что высшие государственные чины в Ямато ( о-оми , закрепленное за Сога и о-мурадзи , закрепленное за Мононобэ) передавались по наследству. Потому-то кланы и не теряли своего места при дворе целыми поколениями.

Новый император смог при помощи Сога-но Умако построить добрососедские отношения с двумя из трех корейских государств, несмотря на свою приверженность синтоизму.

Вспоминая печальный опыт хранения статуи Будды в фамильном храме, новый лидер Сога прикинул, что если в Ямато будет больше буддистов, то это собьет спесь с Мононобэ и прочих приверженцев синто. Сказано — сделано. При активной поддержке клана Сога, в Ямато попадало все больше живых носителей буддийского учения. Вместе с ними, в страну пришла китайская письменность и каллиграфия. С этих пор у нас, наконец-то, появляются хоть какие-то японские источники, пускай и на китайском языке.

Вместе с монахами в страну попадали и архитекторы с художниками. Представьте, какой эффект новые буддийские храмы вызывали у синтоистов, видевших до этого только простейшие святилища.

Буддизм против синтоизма

Буддийский храм Бёдо-ин в городе Удзи.

Согласно Махаяне, достигнуть Просветления мог кто угодно, ради этого не обязательно было становиться монахом. Однако обычному японскому крестьянину на первых порах не было дела до буддизма, даже несмотря на то, что с его приходом в общество стали проникать новые философские идеи, понятия о карме и морали. Зато элиты довольно быстро получили новую интеллектуальную пищу и на примере корейских буддийских храмов смекнули их пользу. Такие храмы получали много земель от правительства, часть которых можно было пустить под хозяйства. Монахи способствовали развитию логистики, инфраструктуры, занимались миссионерством и благотворительностью. Впоследствии, по инициативе одного только японского монаха Гёки будут созданы «девять приютов-богаделен, три водостока, шесть мостов, две лодочные переправы, семь водоемов, пятнадцать запруд, четыре канала и одна дорога».

А догадаетесь, какая была валюта в Японии до прихода буддизма? Конечно, у страны был определенный запас денег для внешней торговли, но внутри пользовались мерами риса. Вот просто насыпаешь риса в мешок и получай товарный обмен. Первые монеты появились в 708 году. Их пытались копировать с китайских монет цян , которые в Японии стали называться сен. К сожалению, первая монетарная система потерпела крах, т.к. производство медных, а уж тем более серебряных монет казалось японцам на тот момент расточительством. Так что да, от риса они не скоро избавились.

Буддизм против синтоизма

Известные типы монет Японии с 708 по 958 год, расположенные в хронологическом порядке.

VIII. Обострение конфликта

Несмотря на все прелести буддизма, в 585 году вспыхнула новая страшная эпидемия. Добрые советники Мононобэ нашептали императору Бидацу, что новую хворь завезли пришельцы с континента и вообще, весь этот буддизм — сплошная чухня, только старых-добрых ками бесит. Здраво рассудив, божественный правитель запретил пришлую религию и приказал сжечь все буддийские храмы и снести статуи. На этой ноте историю можно было бы и закончить, но за свое решение император Бидацу получил мгновенную карму и отправился к праотцам, померев от этой самой хвори.

В том же году на трон сел император Ёмэй — сводный младший брат почившего правителя. На церемонии публичного провозглашения наследника, Сога-но Умако и Мононобэ-но Мория обменялись оскорблениями, т.к. каждая сторона поддерживала разных претендентов.

В отличие от своего предшественника, новый император больше придерживался буддизма, как и его мать из клана Сога. За свое короткое правление (всего 2 года), он лишь поспособствовал напряжению в отношениях между буддистами и синтоистами.

Единственный его значительный вклад в историю Японии — это его сын, принц Сётоку . Этот человек сыграл важную роль в войне кланов, провел множество полезных реформ и, впоследствии, почитался японскими буддистами.

Дошло до того, что брат Ёмэя, вышеупомянутый принц Анахобэ, вступил в заговор с Мононобэ-но Морией, с целью смены власти. По японской летописи — « Нихон сёки» — в апреле 587 года Ёмэй умер от болезни. Уж не Мононобэ ли его прокляли?..

Страна снова осталась без правителя, а два главных клана выдвигали разных кандидатов на трон. Мононобэ поставили на Анахобэ, а Сога предлагали принца Хацусэбэ . Война кланов перешла в активную фазу.

Началась настоящая резня, потому что кроме упомянутых претендентов на трон, повылазили и остальные принцы, захотевшие власти. Каждый пытался использовать конфликт Сога-Мононобэ в своих целях, но их ждала неудача.

Из летописей нам известно, что Мононобэ рьяно побивали Сога, трижды вынуждая тех отступать на запад. Деморализованные проббудийские войска встали лагерем у горы Шиги. Принц Сётоку, несмотря на юный возраст (~13 лет), также принимал активное участие в противостояние. Дабы воодушевить войска Сога, 3 июля 587 года принц срубил священное дерево нуридэ и вырезал из него изображение Четырех Небесных Царей буддизма и поместил его на узел своей прически. Вместе с Сога-но Умако они дали священную клятву, что в случае победы над врагами, они построят великие храмы в честь Четырех Царей.

Видимо, карма благоволила им в тот день. В частности — Томи-но Обито Итипи, умелому лучнику клана Сога, который метким выстрелом убил Мононобэ-но Морию, тем самым обезглавив войска синтоистов. Вместе с ним, в битве погибли его ближайшие родственники и принц Анахобэ. Сопротивление синтоистов было разбито.

На этой гравюре принц Сётоку собственноручно убивает Мононобэ-но Морию, что, конечно же, является неправдой.
На этой гравюре принц Сётоку собственноручно убивает Мононобэ-но Морию, что, конечно же, является неправдой.

 

IX. Последствия

Деревянная скульптура принца Сётоку в храме Асука-дэра.
Деревянная скульптура принца Сётоку в храме Асука-дэра.

 

Пускай Мононобэ и проиграли, а в стране на какое-то время установилась диктатура клана Сога, но это не стало причиной упадка синтоизма в Японии. Скорее наоборот: буддизм вступил в синергию с синто, породив японский синкретизм. Для японцев стало нормой верить одновременно и в Будду, и в ками. Случилось то самое переосмысление, так необходимое синтоизму.

Верования и ритуалы двух религий с того момента шли рука об руку. Во многих буддийских храмах можно найти небольшие святилища синто, а в синтоистских храмах могут находиться статуэтки Будды. Ками стали тождественны буддам, а богиня Аматэрасу признавалась аватаром Будды Вайрочана .

Постепенно в стране сформировался тот самый дзен-буддизм, свойственный Японии. Это направление буддизма повлияло на становление японской каллиграфии и боевых искусств. Дзен-буддизм особенно повлиял на самураев, приучая тех к медитациям. Для воина очень важно обладать хладнокровием и самообладанием, потому новая религия играла большую роль в самурайском сословии.

Правление императоров со временем слабело, уступая влиянию монастырей. Сёгуны, поддерживающие важные буддийские храмы, быстро перехватывали инициативу и брали власть в свои руки.

Говоря о непосредственных участниках конфликта… Принц Сётоку, после битвы у горы Шиги, стал главным символом буддизма в Ямато. Он написал первую в стране конституцию — «Законоположения в семнадцати статьях». При составлении этого документа он вдохновлялся буддийскими и конфуцианскими учениями. По одной из теорий, именно из-под его пера впервые возник термин « Ниппон » — Страна восходящего солнца.

Несмотря на приверженность буддизму, принц Сётоку благосклонно относился к синто. Многие ритуалы, совершаемые им, были как буддийскими, так и синтоистскими.

Что до клана Сога… Благодаря стараниям Сога-но Умако, на трон взошел принц Хацусэбэ, ставший императором Сусюном . Во время охоты на кабана, новый правитель имел неосторожность сказать, что «мечтает зарубить Умако, прямо как того кабана!». Конечно, Сога-но Умако такой шутки не понял и сам отдал приказ убить Сусюна. Вместо него на трон взошла императрица Суйко , дочь Киммэя.

Сога-но Умако умер своей смертью 19 июня 626 года в возрасте 75 лет, передав своим сыновьям самый сильный, на то время, клан в Японии.

X. Вместо эпилога

Вы и представить себе не можете, какой это был тяжкий труд – быть богом.

© император Сёва, последнее "живое божество" Японии.

Цитату выше любят приписывать 124-ому императору Японии — Сёве . Вам он должен быть известен под именем Хирохито . Да-да, тот самый, под управлением которого Япония сражалась и проиграла во Второй мировой войне. По мнению многих, Хирохито должен был дать показания на Токийском послевоенном процессе и разделить судьбу своих генералов-преступников. Но в дело вмешался другой, уже американский "Бог войны" — Дуглас МакАртур . По его словам, казнь императора грозила тотальной партизанской войной на всем Тихом Океане, а на подавление оставшихся японских солдат ему понадобилось бы подкрепление в миллион человек. К счастью для всех, 1 января 1946 года император выступил с Нингэн-сэнгэн или «Декларацией о человеческой природе». В своей заковыристой речи он декларировал о сохранении монархии, но мягко отказался от своей божественности и обещал демократизировать государство.

Через год, под контролем самого МакАртура, японский парламент принял новую конституцию. Императора задвинули на второй план и "разжаловали" из божества, закрепив за ним новый статус — «символа народа».

Буддизм против синтоизма

С того момента императорская власть потеряла божественное обоснование, но не прервалась. Она осталась, как и многие другие традиции синто, неотделимые от японской культуры. Пускай, и переплетенные с буддизмом.

А теперь вспоминаем опросник в начале. Вы ответили так, как думаете сами, но спросите у любого японца, принадлежит ли тот к какой-нибудь религиозной конфессии? Скорее всего, его ответ будет отрицательный. Но не спешите записывать его в атеисты. Уточните у него, следует ли он синтоистским ритуалам? В большинстве случаев ответ будет положительным. И, наконец, спросите, верит ли тот в Будду. Более чем уверен, что он ответит вам: «да». Так и получаем, что в зависимости от постановки вопроса, у нас абсолютно разные данные по верующим в Японии.

Что уж там, когда Агентство по делам культуры Японии проводило социальный опрос о вероисповедании, то получилось, что 69% населения исповедуют синтоизм, наравне с 66%, исповедующими буддизм. Получается, что люди причисляют себя одновременно к обеим религиям, при этом зачастую утверждая, что они не религиозны. Это сложно осознать, но такова японская действительность.

Если дать японцам возможность выбирать несколько религий, к которым они себя относят, то число опрошенных превысит 100%.
Если дать японцам возможность выбирать несколько религий, к которым они себя относят, то число опрошенных превысит 100%.

Потому, дорогие читатели, нам остается только порадоваться за японцев, умудрившихся сквозь тысячи лет пронести свою самобытность, умело скрестив синто с буддизмом, а тягу к инновациям с многовековой культурой.

За сим, позвольте откланяться. Аригато за внимание!
За сим, позвольте откланяться. Аригато за внимание!

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх