На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Народ и либеральная интеллигенция: между ними стоит вранье про 90-е

Пятиэтажка, откуда в Сашу с Анькой стреляли

В общем, выложила я и написала, что, пережив такое детство в 90-х, одни только декорации которого пугают столичных сытых граждан, я не смогла полноценно сродниться с либеральным истеблишментом и стать в этой среде своей, потому что имею к ним претензии: а именно - они игнорировали вопрос цены, заплаченной народом России за десоветизацию. И тут на меня полилось...

Заметьте, нигде и никогда я не написала о том, что декомуннизация страны это плохо. Что я сожалею о распаде СССР или считаю, будто до перестройки было лучше. Наоборот: много раз я писала громкие колонки с развенчанием основных мифов про благополучие в Стране советов. Однако люди уже ничего не помнят, у них память, как у рыбок, они забывают то, что было еще три месяца назад. Поэтому кричат одно да потому: "Вы хотите сказать, что при коммунистах было лучше?"

Нет. Много лет я пишу о том, что десяткам миллионов так называемого народа мешает примириться с либеральной интеллигенцией и либеральной идеей давняя обида. Столичные публичные интеллигенты в 1990-е годы не заметили цену, уплаченную народом за переход на новые рельсы, потому что они были заняты устройством собственной жизни, осваивали кожаные кресла и видели только себя из окон своих ремонтируемых квартир в центре Москвы. Им было не до народа, потому они твердили заученные слова про эпоху великих возможностей и про то, что никогда еще человек не был так свободен в своем выборе, как при Ельцине. О том, что никакого выбора у большинства не было, они тогда не думали.

Центральный рынок Тюмени в 1990-е. На нем происходит сцена столкновения с афганцами в моем романе / Фото тюменского фотографа Сергея Киселева, из Вконтакте
Центральный рынок Тюмени в 1990-е. На нем происходит сцена столкновения с афганцами в моем романе / Фото тюменского фотографа Сергея Киселева, из Вконтакте

Потом кто-то начал понимать, но единицы смогли признать свою ошибку. Большинство продолжили петь чудеса возможностей и беспрецедентную свободу. Причем, даже если они поняли, что свыше 100 миллионов россиян не смогли этими возможностями воспользоваться, им не хватило силы и духу это признать. Потому что как столько либеральный интеллигент скажет, что он ошибся, ему придется признать, что он был черств, слеп, равнодушен к чужому горю и просто не заметил его. А говорить такое самим сбе почти никто не хочет.

Вот уже много лет я слышу вопрос: "А что, лучше было остаться с коммунистами"? С тех пор, как стала анонсировать свою книгу "Мама!!!", потом она вышла в журнальном варианте и, наконец, в издательстве АСТ. Меж тем меня в разговорах о цене декоммунизации волнует только лицемерная трусливость либеральной столичной интеллигенции, которая в 90-е просто не заметила, как жила страна, в 2000-е ей некогда было возвращаться к этой теме, многие избегали ее из-за попыток государства спекулировтаь на концепте "лихих 90-х". А теперь им стыдно. Да и многие действительно поверили в свои давние слова.

Цена уплачена. Я, приступая к своей книге, не ставила задачу эту цену описать, разоблачить, объявить истинную, пересмотреть ее или преувеличить.

Я хотела призвать интеллиценцию просто эту цену назвать. Произнести наконец, не отрицать, не замалчивать

Чтобы у либеральной идеи и либеральной политики в России было будущее, они должны примириться с народом. А для этого следует проговорить свою ошибку. Которая в том заключается, что либералы многие годы замалчивали один-единственный факт: народ заплатил огромнейшую цену. Если бы интеллигенция не проигнорировала это, людям было бы легче.

Ну и, да, я не считаю, что эта цена была неизбежной. Я хорошо знаю историю декоммунизации других стран, историю избавления Чили от Пиночета. Цену можно было снизить, параллельно с СССР множество стран проходили этот процесс с гораздо меньшими потерями. Но об этом в другой раз поговорим.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх