Почему учитель-женщина лучше учителя-мужчины
И есть ли этому доказательства.

В 2013 году в Дании было проведено крупное исследование взаимосвязи между успеваемостью учеников и компетентностью их учителей. Изучались способы преподавания, вариативность уроков, личные качества учителя. Источник здесь.
И выявился интересный факт: те ученики, учителями которых были женщины, показывали лучшие результаты на выпускных экзаменах.
Результат был обескураживающим для исследователей, поскольку принято считать, что качество преподавания ну никак не должно зависеть от пола преподавателя. Однако факт оставался фактом, разница была значительной.
Сначала разницу попытались объяснить тем, что учителям-мужчинам дают самые трудные, шумные и необучаемые классы, потому что мужчины якобы лучше могут навести там порядок. Но гипотеза не подтвердилась - "трудные" классы в одинаковой степени обучались как у женщин, так и у мужчин.
Затем предположили, что лучшие мужчины-учителя чаще становятся руководителями школ. Но согласно данному источнику , руководителей-мужчин в датской народной школе 55% на 2013 год и 48% на 2020. В тоже время учителей-мужчин 28%. К тому же работа учителя и руководителя - это разные виды деятельности, для этого требуются разные личностные качества. Не факт, что хороший учитель сможет быть хорошим руководителем. С другой стороны, намного легче управлять взрослыми людьми, которые обязаны тебе подчиняться согласно закону, а не шумным школьным классом, в котором авторитет еще нужно завоевать.
Выявили разницу в количестве часов, которые женщины и мужчины тратили на подготовку к урокам. Оказалось, что женщины готовятся более тщательно, и это приводит к преподаванию, ориентированному на учебную активность учеников. То есть учителя- женщины чаще применяют разные способы обучения - групповую и парную работу, викторины, индивидуальные задания с последующим обменом опытом между учениками. Учителя-мужчины склонны к традиционным методам - объяснению на доске с последующим выполнением заданий. Такое преподавание, как правило, не требует длительной подготовки особенно на уровне неполной средней школы.
Но самую главную причину такой разницы в качестве учителей нашли, когда сравнили оценки студентов женского и мужского пола в педагогической семинарии: средний балл студенток был намного выше среднего балла их однокурсников мужского пола.
Теперь можно подвести итог: учителя-женщины в Дании учат лучше, потому что они более образованы, лучше готовятся к урокам и думают в первую очередь об учениках.
Из своего опыта работы здесь в Дании, я могу сказать, что я согласна с некоторыми выводами: мои коллеги- мужчины действительно часто ставят себя самих в центре учебного процесса, то есть у доски. Рассказывают они прекрасно, но при этом не слишком заботятся о том, что ученики все же поняли тему. Они считают, что ученик должен слушать учителя, делать домашнее задание, и что успеваемость ученика вне зоны ответственности учителя.
Мои коллеги- женщины на уроке проявляют больше внимания каждому ученику, заботятся, чтобы ученики участвовали в учебном процессе, делают замечания, если кто-то отвлекается. К сожалению, такая излишняя опека приводит к лишним стрессам и конфликтам для самого учителя, но к лучшим результатам учеников.
Я не знаю, можно ли данные наблюдения перенести на Россию. В российской школе не такой большой процент учителей-мужчин, и те, которые все же там работают, скорее всего выбрали этом путь из любви к профессии.
Свежие комментарии