На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир Аверков
    я бы не пускал НИКОГО....все,кто хотел-уже переехали...пусть живут на ридной неньке....через годик-полтора надо будет...Что с ними со все...
  • Горыныч
    что эта сука будет продолжать свои преступные действия, практически отпустил преступницу на волю. Судью лишить мантии...«И буду продолжат...
  • Горыныч
    Суд, зная«И буду продолжат...

Снохачество: тяжкое бремя российских крестьянок

Снохачество: тяжкое бремя российских крестьянок

Такое явление, как снохачество, было широко распространено в России 18 - конца 19 -го века. 

Снохачество - сожительство свекра с женой сына. Наблюдалось в крестьянских семьях, где в одной избе проживало сразу несколько поколений. 

Поначалу снохачество процветало в семьях, где сыновей забирали в рекруты.

Изначально жены этих солдат на четверть века оставались в одиночестве. По своему усмотрению ими могли распорядиться свекры. 

Отношение к снохачеству в разных губерниях серьезно отличалось. 

Где-то подобное положение вещей воспринималось обычной и нормальной частью бытовой жизни. 

А где-то к снохачам было отношение сугубо негативным. Их называли “срамниками” и “блудниками”. В отдельных селах мужчин, известных своим сожительством с невестками, не допускали к решению общественных дел, однозначно оценивая снохачество делом грешным и позорным.

Крестьянка искать защиты от домогательств свекра не умела. До волостных судов подобные дела практически никогда не доходили. 

Хотя законодательство и предусматривало серьезное наказание за “кровосмешение” (то есть интимные отношения с тещей или свекром, зятем или снохой): ссылку в Сибирь, к примеру, или отправку в арестантское исправление. 

В патриархальном обществе крестьянки были существами крайне зависимыми: от семьи мужа, самого мужа и внешних обстоятельств. В семье супруга молодая женщина оказывалась в роли несчастной приживалки. На нее сваливали самую черную работу, на ней срывалась свекровь, ей строили козни золовки.

Невестка, посмевшая противиться ухаживаниям главы семьи, подвергалась зачастую жестоким избиениям, издевательствам, удержанию в  холодном подполе, клевете. 

Защититься от произвола “большака” возможностей у нее фактически не имелось. 

Некоторые молодухи, впрочем, совсем не противились  домогательствам - юные их мужья были далеко, а за “любовь” от старшего родственника они могли получать приятные подарки: сарафаны, платки и пряники. 

Имелась даже поговорка: "Смалчивай, невестка - сарафан куплю". 

Склонение к сожительству шло разными способами: уговорами, угрозами и подкупом. Иногда невестке обещалось значительное улучшение ее положения, например, более легкие условия работы в хозяйстве. 

Будущий снохач, мечтающий о юной любовнице в стенах родной избы, женил своих малолетних сыновей-подростков на 17-летних девушках. Пользуясь неопытностью потомка, свекор брался без стыда и совести “окучивать” молодуху. После свадьбы сыновей отправляли на отхожий промысел в города или другие села. Домой молодые мужья попадали всего пару раз за год.  

А похотливые свекры (как мы понимаем, совсем еще не старые мужчины) вовсю потирали руки и не упускали возможностей. 

Иногда “клинья подбивались” сразу к двум невесткам в доме: и к старшей, и к младшей. 

Разворачивались целые драмы, образовывались любовные треугольники и многоугольники.  

Не обходилось, конечно, и без уголовщины. Виновной всегда признавалась женщина.

Известны случаи, когда мужья, вернувшись из города, заставали своих жен в объятиях своих же отцов. И тогда дело могло дойти до смертоубийства. 

Иногда свекры, не получив от невестки желаемого, рассказывали своим сыновьям о выдуманных похождениях их неверных жен. 

Зачастую невинными жертвами становились и дети, “прижитые” от снохачей. 

В начале 20-го века, когда патриархальный уклад начал рушиться, а женатые дети стали проживать отдельно от родителей, феномен снохачества актуальность свою постепенно утратил.

В "снохачестве" часто обвиняют певца революции - Максима Горького. Якобы он испытывал нежные и глубокие чувства к жене своего сына, к Надежде. А она отвечала ему благосклонностью. Никаких доказательств этому, впрочем, нет.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх