Ремонт сложной боевой техники европейского производства был отдан на аутсорсинг, однако теперь с этой процедурой возникли трудности.

Обложка © Getty Images / John Moore
Последние новости по Украине на сегодня
17 февраля издание Business Insider сообщило, что Словакия неделями не пропускает вооружение немецкого производства, повреждённое в боях на Украине, для ремонта на европейских заводах.
В середине декабря 2022-го компания Kraus-Maffei Wegmann открыла в Словакии на границе с Украиной техцентр для ремонта САУ, ЗСУ Gepard, РСЗО Mars, однако теперь эвакуация техники с поля боя и её дальнейший ремонт под большим вопросом.Однако Словакия не пропускает оружие через границу, ссылаясь на "нерешённые юридические вопросы", включая неизвестные ввозные таможенные платежи, которых не было ранее.
По данным инсайдеров, транспортные средства, в том числе 15 разбитых САУ, застряли на украинской территории прямо перед границей.
Проблемы с ремонтом техники ВСУ
Вопрос с ремонтом советской и особенно зарубежной техники ВСУ стоял остро с самого начала спецоперации и не решён до сих пор. Советскую технику, оставшуюся по наследству от СССР или переданную странами Восточной Европы, ВСУ относительно качественно ещё могли ремонтировать своими силами. Проблема одна: танки советского образца, спроектированные для боевых действий более 50 лет назад, практически полностью уничтожены на поле боя. Более современные машины, например Т-72Б, ремонтируются из остатков исправной техники — для поддержания боеспособности одного танка разбирается не менее трёх.

На днях американский военный корреспондент Дэвид Экс опубликовал в издании Forbes материал, в котором сделал вывод, что ВСУ за время спецоперации потеряли больше половины советских танков, а остальные машины, скорее всего, утратили боеспособность за годы простоя.
Из-за этих обстоятельств основная боевая нагрузка ложится на западные машины. Практика показывает, что они не только часто выходят из строя, но и нуждаются в более сложном и длительном ремонте, чем советская техника. Часть повреждается в бою, часть утрачивается из-за неправильной эксплуатации или наезда на собственные минные поля, единой карты которых у ВСУ нет в принципе.
По предварительным оценкам, с июня прошлого года из 108 поставленных на Украину американских гаубиц М777 исправны меньше половины. Гаубицы оказались непригодны для использования после того, как попали в руки украинских военных. Отмечается, что артиллеристы ВСУ не смогли разобраться с лазерными дальномерами и просто сломали их. В августе 2022-го та же участь постигла 10 из 15 переданных Киеву САУ PzH 2000. Орудия вышли из строя, не успев полноценно повоевать.

Российская артиллерия и беспилотная авиация уничтожили батарею гаубиц М777 ВСУ американского производства. Фото © z.mil.ru
В декабре прошлого года издание Le Figaro заявило, что все 16 французских САУ CAESAR, полученных Киевом, требуют ремонта.
Точно так же обстоят дела с колёсной бронетехникой. Советские БТР-70 и БТР-80 у ВСУ практически закончились. Зарубежные БТР VAB, Husky TSV, MaxxPro и HMMWV, поставленные в количестве нескольких тысяч единиц, используются до первой поломки. С ними всё ещё прозаичнее: защищённые броневики, пережившие камни Афганистана и пески Ирака, убивают украинское бездорожье и непривычные для "иномарок" погодные условия.
Что касается танков, то, по словам военных экспертов, весь пафос, связанный с грядущими поставками машин Leopard/Leopard 2, Abrams M1 и AMX-56 Leclerc, упирается в один-единственный вопрос: кто их будет чинить и как решать вопрос с запчастями? Если не ответить на этот вопрос, авантюра с поставками выглядит сомнительно.
Сколько танков на Украине
Проблем с ремонтом зарубежной бронетехники на Украине сразу несколько. Первая — сугубо военная. Если ремонтные центры Европы появятся на территории Украины, это значит, что НАТО станет стороной конфликта. Со всеми вытекающими.
— Если строить ремонтные центры на территории Украины — их разбомбят рано или поздно, — отмечает военный эксперт Алексей Леонков. Учитывая, как эффективно ВКС РФ выносят критическую и военную инфраструктуру Украины, то скорее рано, чем поздно. Свежее тому подтверждение: 13 февраля Минобороны РФ сообщило, что в районе Славянска был поражён пункт ремонта и восстановления вооружения и военной техники 95-й ДШБ ВСУ.
С начала спецоперации ВСУ отправляли повреждённую боевую технику на ремонт в Германию, Польшу и Литву. Но ремонт и техобслуживание (без учёта транспортировки) отнимали как минимум две недели. Ещё от двух до четырёх недель требовалось на доставку техники. И речь идёт об операциях уровня заменить масло, подтянуть болты, перепаять электронику, сменить повреждённую деталь, если это можно сделать быстро. Кстати, именно поляки первыми начали тормозить процесс приёма и ремонта подбитой немецкой техники на Украине. Сначала возникали разного рода глупости прямо на границе, а затем в дело включалась польская разведка.

Ремонт бронетехники польских военных в польском городе Шарне. Фото © gov.pl
По данным газеты The Wall Street Journal, иногда на ремонт техники требуется до двух месяцев. В таких мастерских, как правило, небольшой штат — около 400 человек, строгий отбор, плюс Агентство внутренней безопасности Польши тормозит работу многочисленными проверками на предмет возможных диверсий. Сами работники жалуются на никудышное состояние поступающей техники.
— Оружие прибыло сюда в самом худшем состоянии, которое мы когда-либо видели. Весь ствол отсутствовал, корпус сильно повреждён, — рассказывает про специфику ремонта САУ Krab инженер Мирослав Сурованец.
По словам экспертов, процесс ремонта западной боевой техники оказался намного сложнее, чем это планировалось изначально.
— Они развернули ремонтные центры на мощностях стран Восточной Европы, но техники столько, что не хватает этих мощностей, — подчёркивает Алексей Леонков. По его словам, один из вариантов — расширить эти мощности в рамках военной помощи Запада. И возможно, что под это уже выделяются деньги. Однако вопроса с транспортировкой это не решает.
Ремонт бытовой военной техники
Посол Литвы в Украине Вальдемарас Сарапинас для ускорения процесса предложил передвинуть мастерские поближе к границе с Украиной. По его словам, это позволит вернуть "критически важное оборудование на поле боя как можно скорее".
Инициатива реализуется с конца прошлого года. Как уже было сказано, в середине декабря по поручению Минобороны ФРГ компания Kraus-Maffei Wegmann открыла техцентр близ словацкого города Михаловце на границе с Украиной.
Однако нельзя сказать, что это оптимизировало процесс. Скоро будет уже месяц, как гаубицы ВСУ стоят возле границы со Словакией. Причин у промедления может быть как минимум две. Во-первых, Словакия требует от Германии пошлины за ввоз с Украины немецкого оружия для ремонта на своей территории. То есть единства в рядах украинских партнёров не наблюдается.
Вторая версия — банальное вымогательство. За счёт военной помощи Киеву власти Словакии пытаются поправить своё финансовое положение. По некоторым данным, за поставки советских систем ПВО С-300 и танков Т-72 страна получила деньги от Брюсселя, а за современные установки ПВО и танки — от Берлина. Канцлер Германии Олаф Шольц пытался утрясти вопрос с пошлинами, но пока безрезультатно — словаки стоят на своём, пытаясь пересмотреть "таксу" с Германии в сторону увеличения.
Танки "Абрамс" на Украине
В рамках подготовки к весенне-летнему наступлению Киеву пообещали танки Leopard и Abrams. Эта новость звучала в СМИ более месяца. Но ни слова не было сказано ни о поставке деталей, ни об организации мастерских, необходимых такой технике, как воздух человеческому организму.
Ещё летом офицер разведки американской морской пехоты в отставке Скотт Риттер отмечал, что ВСУ понесут огромные потери из-за отсутствия опыта работы с такими боевыми машинами, однако наибольшую сложность представляют эвакуация и ремонт этих танков в полевых условиях.

Украинские солдаты ремонтируют повреждённый танк. Фото © Getty Images / Metin Aktas / Anadolu Agency
Пока только поляки из техцентра в Познани изъявили желание ремонтировать машины Abrams M1. Они же считают, что сыграют решающую роль в ремонте и обслуживании Leopard 2. Но разговор о ремонте Abrams M1 вызывает у военных экспертов скепсис: по американским стандартам на один "Абрамс" требуется в общей сложности 120 человек техперсонала, плюс техника для транспортировки запчастей и двигателя. Ни такого количества людей, ни тем более специалистов на Украине нет, а значит, машины в случае необходимости снова придётся возить для ремонта в соседние страны. Это значит, что воевать такие танки смогут до первой поломки и встречи с противотанковой ракетой. Восстановить боеспособность таких машин будет практически невозможно.
Свежие комментарии