Доброго времени суток всем, кто забрел на мой канал! Сегодня у нас на очереди еще один, чрезмерно политизированный миф о том, что своего процветания Западная Европа добилась исключительно за счет своего трудолюбия, интеллектуального и гуманитарного превосходства. Что, будучи преемницей и наследницей великого Рима, она многие века ковала свое цивилизационное первенство, и теперь пожинает законные права своих трудов. От европейских (и американских) идеологов и политологов часто можно слышать, как они прямым текстом заявляют, будто находятся на такой нравственной высоте, что имеют право судить остальной мир, а вот остальной мир не имеет право судить их самих. И в миф этот, кстати, верит практически весь остальной мир.
Даже те, кто Западную Европу терпеть не может, в то же время опровергнуть это превосходство даже не пытаются. Оно принимается, как данность, как аксиома, не требующая доказательств. А поклонники и обожатели вздыхают, млея: величайшая культура! Вершина человеческой цивилизации! И даже не самые приятные страницы истории той самой Европы воспринимаются, как очередной повод ею восхититься: из такой грязи выкарабкались, столько трудностей преодолели и как взлетели! Разве хотя бы это не достойно восхищения? Никто в мире не смог, а европейцы - смогли!
Так что я сейчас выступлю в роли страшного еретика и крамольника и все же замахнусь на белоснежную тушку сей священной коровы, чтобы посмотреть: что у нее внутри?
Начнем с истоков - с Рима. Некоторые европейцы на голубом глазу заявляют, будто Европа является прямой преемницей римской цивилизации, и ее историю нужно исчислять, плюсуя Древний Рим. Почему это не так?
Да потому, что не так. Вообще, вопрос о том, когда не стало Рима, как великой античной цивилизации, весьма запутанный. По факту, Рим сначала разделился на Западную и Восточную империи, из которых Восточная была и больше, и мощнее, а потом Западная была окончательно уничтожена германцами, в то время, как Восточная продолжила существовать еще почти полную тысячу лет. Государственным языком там в последнее время был греческий, но это была та самая Римская Империя, со всеми ее атрибутами, достижениями, пороками и грехами.
А что же унаследовали германцы, основавшие новые королевства на месте своего куска бывшей империи? Право? - Нет. Салическая правда и римские кодексы даже рядом не стояли. Образование? Смешно. Государственное устройство? - В каком месте?! Мораль? Медицину? Военное дело, архитектуру? - НИЧЕГО из перечисленного. Только римскую церковь, римский алфавит и латынь. Не маловато ли, чтобы гордо именовать себя преемниками? И юридически, и как угодно еще, - это было совершенно другое образование, уникальное тем, что на протяжении сотен лет варилось в собственном соку на пространстве, ограниченном с трех сторон океаном и морями, а с четвертой - славянами, которым хватало собственных разборок со Степью, и которые по этой самой причине в сторону остальной Европы не заглядывались и практически ничем ей не угрожали. Помимо пространства, разные народы Европы объединяла власть католической церкви, которая одновременно разделяла и властвовала, и стравливая, и сдерживая.
До 16 столетия Западная Европа являла из себя место довольно страшное, надо сказать.
Католическая церковь проповедовала "волю божию", которая заменяла и науку, и медицину, и все остальное, поэтому все это практически не развивалось на протяжении столетий. В то время, как арабы и византийцы уже делали прививки, успешно лечили многие серьезные болезни и развивали фармакологию, в Западной Европе лечились молитвами и ртутью. Римско-католическая церковь, вместо того, чтобы нести добро и мир, стравливала между собой свою и без того агрессивную паству, устраивая то геноцид, то многолетние кровавые разборки - Столетняя война, Тридцатилетняя война, и т.д., - и в результате этой постоянной грызни Европа то загибалась от чумы и оспы, то от голода, приучаясь есть улиток и лягушек.
Ненависть европейцев друг к другу зашкаливала. Католики ненавидели гугенотов, французы англичан, англичане - ирландцев и шотландцев, голландцы испанцев, испанцы... всех остальных скопом, и так далее. Рыцари презирали простых горожан, простые горожане презирали крестьян, крестьяне презирали бродяг, и все они вместе, включая и бродяг, презирали и ненавидели евреев - а евреи в ответ ненавидели и презирали их. Что бы не говорили и не писали европейцы про варварство и жестокость русских, но вот эти приспособления:
изобретены пытливым европейским умом. И охотно применялись церковной инквизицией. Русские обходились примитивными дыбой, каленым железом и плетьми.
О грязных и тесных средневековых городах не писал и не говорил только ленивый, так что лишь скажу: все правда. И грязь, и теснота, и нищета. В средневековой Европе даже короли редко наедались досыта, в домах было грязно и холодно, в замках, даже в королевских - тоже. Так все и тянулось вплоть до 15-16 века, когда вдруг произошел прорыв. Начались открытия в науке и медицине, появились художники и скульпторы, Европа сделала гигантский скачок вперед. В замки и дворцы пришла неслыханная роскошь. Откуда?
На самом деле - о чем официальная историческая наука что европейская, что американская, и вообще официальная наука, предпочитает не вспоминать, - это просто фарт. Во-первых, европейцам повезло открыть целый нетронутый их жадностью континент, откуда и хлынули в Старый Свет неслыханные богатства. Во-вторых, пала окончательно и бесповоротно Восточная Римская империя.
Начиная с четвертого крестового похода, во время которого крестоносцы, оправдываясь тем, что спутали его с Иерусалимом, захватили христианский Константинополь и устроили в нем страшные резню и грабеж, и заканчивая 16 веком, когда турки положили конец Второму Риму, католическая церковь и средиземноморские города-государства Венеция, Генуя, Неаполь и др. всеми правдами и неправдами, всеми доступными средствами, не брезгуя ничем и никем, старались погубить Константинополь. Ненависть их к этому городу и к этому государству была так велика, что даже теперь о них пишут на Западе во-первых, неправду, во-вторых, даже не скрывая презрения и предвзятости. У Восточной Римской империи отняли даже название, придумав "Византию" - хотя так себя там никогда не называли. Предали забвению ее историю, ее достижения и культуру. А о том, что произошло после окончательного падения и разорения Константинополя, вы не прочитаете ни в одном европейском учебнике, ни в одном серьезном историческом опусе, ни у одного серьезного европейского историка. И даже у русского не прочтете.
Когда стало ясно, что падения не избежать, из империи побежал народ. Бежали аристократы, художники, медики - люди образованные, богатые, талантливые. Кроме как в Европу, бежать им было некуда - не к мусульманам же. Логично было бы бежать в Россию, ведь там были единоверцы, православные. Но и туда путь лежал через европу - на другом направлении были татары и остатки Орды. Беглецы несли не только науку и культуру, но и деньги, и ценности, - и ересь. Именно поэтому в это время наблюдается ужесточение инквизиции. Псы господни, спущенные с цепи, держали Европу в огромном страхе перед собой. В это же время начинается и ожесточенный черный пиар в адрес России. Что могло помешать людям бежать от инквизиции на Восток, где тоже жили христиане? Только страх перед этим Востоком, больший, чем перед инквизицией дома. Ну, и заодно нужно было удержать и беженцев из Константинополя. Европа "вдруг", в это самое время, когда из Константинополя хлынули беженцы, заново открывает "Московию", а там! Злобный русский царь-самодур, морозы, пьяные медведи, дикость и мракобесие! Всяческие записки и заметки о Московии посыпались, как горох из дырявого решета, и практически все они служили только одной цели: изобразить эту страну как можно более дикой и отталкивающей. А так как в самой Европе в это время было очень и очень страшно, Московия должна была казаться еще страшнее.
Американское золото и византийские мозги позволили Европе сделать гигантский шаг вперед. Так что же в итоге? Богатство - получено в результате грабежа и геноцида трех континентов. Наука и культура - заимствованы у загубленной ими же цивилизации, о которой теперь даже вспоминать не хочет, всячески унижая, замалчивая, искажая даже память о ней, украв у нее даже ее подлинное имя. Так что под белоснежной шкуркой священной европейской коровы обнаружилось нечто весьма и весьма неприглядное.
Свежие комментарии