- Gettyimages.ru
- © Johannes Simon
Ранее RT рассказывал об имуществе Ходорковского в Лондоне стоимостью £126 млн. Теперь мы изучили активы бизнесмена в США.
Самая дорогая часть имущества МБХ в Лондоне контролируется им через группу компаний Quadrum. Это инвестиционная и девелоперская фирма, которая владеет недвижимостью по всему миру, стоимостью около $2 млрд. Обнаруженная RT недвижимость в США тоже контролируется им через Quadrum.
Quadrum состоит из десятков компаний в США, Европе, Великобритании, на Бермудах, Гернси, Каймановых островах. Под каждый девелоперский проект открывалось своё юрлицо. Контроль над группой поделён между шестью трастами. Их выгодоприобретатели — бывшие акционеры ЮКОСа: Михаил Ходорковский, Платон Лебедев, Владимир Дубов и Михаил Брудно.
Таким образом, потенциальному аресту могут подлежать только те доли в Quadrum, в отношении которых будет доказано, что они принадлежат Ходорковскому и Лебедеву (также фигуранту дела о мошенничестве). Это не меньше 2/6 доли капитала.
Об участии Ходорковского в Quadrum стало известно благодаря раскрытию корпоративной структуры перед властями штата Майами. Файл был впоследствии удалён из открытого доступа, но у RT сохранилась копия.
Ходорковский контролирует свои инвестиции в Quadrum через Corbiere Trust на острове Гернси. Через этот траст проходила покупка семейного поместья Ходорковских под Лондоном, он же занимался лоббированием интересов своего бенефициара в сенате США. Через Quadrum МБХ инвестировал и в строительство жилья в Киеве, но потерял на этом несколько миллионов.
Недавно Ходорковский косвенно подтвердил блогеру Юрию Дудю*, что участвует в бизнесе Quadrum.
«У меня проинвестировано в несколько проектов, в том числе в проекты, которые ведут мои бывшие партнёры по бизнесу», — рассказал Ходорковский в интервью.
По подсчётам Forbes, к моменту выхода из колонии лично у Ходорковского осталось не менее $2,3 млрд.
Фабрики по производству маржи
RT обнаружил отели, небоскрёбы, апарт-комплексы и деловые здания в США, в покупку и реновацию которых Ходорковский и его партнёры вложили деньги. Впрочем, Quadrum особо и не утаивает инвестиционной активности: все объекты публикует на своём сайте.
Согласно данным с официального сайта Quadrum, с 2012 года по настоящее время группа компаний была обладателем 17 объектов в США: отелей, многоквартирных домов, офисных пространств и одного пансионата для пожилых людей. Quadrum продал пять объектов, по состоянию на 2024 год на балансе остаётся 12.
Благодаря базам штата Майами, публикациям местных СМИ и реестру документов Комиссии по ценным бумагам США (SEC) RT нашёл стоимость или объём инвестиций в семь из 17 объектов Quadrum в США на сумму $632 млн.
Остальные суммы сделок скрыты от публики. То есть обнаруженные RT объекты на $632 млн — примерно треть от общей стоимости недвижимости Quadrum в Штатах.
Часть этих объектов — перестроенные бывшие фабрики или складские здания, которые теперь продают как комплексы апартаментов. Вот некоторые известные RT объекты из этой категории.
В 2014-м Quadrum приобрёл бывшее здание склада на Huron Street в Нью-Йорке, в районе Гринпойнт северной части Бруклина. В 2018-м началась его реконструкция, превратившая здание в многоквартирный дом с 171 апартаментом под будущие продажу и сдачу в аренду.
Завершение работ запланировано на конец 2024 года. Из квартир открываются виды на набережную и Манхэттен.
Точная стоимость проекта не предавалась огласке. Но, как узнал RT, балансовая стоимость здания равна или превышает $126 млн. Именно на такую сумму был выдан кредит на реконструкцию объекта под залог недвижимости. Об этом сообщали профильные порталы.
Ещё одно фабричное здание, в которое вложился Quadrum, — заброшенный лакокрасочный завод Paragon, находящийся в очень привлекательном месте — на берегу Ист-Ривер, в районе Куинс.
Здание Quadrum купил в 2013 году. Много лет заняло согласование о переводе земель из промышленного назначения в категорию разрешённых для жилищного строительства. После многочисленных задержек, которые, как уверяет Quadrum, появлялись «по политическим причинам», и нескольких судебных процессов, в 2023-м наконец было получено разрешение на реконструкцию объекта в многофункциональное пространство для развлечений, проживания и бизнеса.
Стоимость проекта целиком неизвестна. Однако только последний раунд привлечения средств на проект, следует из проектной документации, стоил $20 млн.
Судя по нынешнему состоянию объекта и вложенным в него средствам, итоговая стоимость бывшего лакокрасочного завода возрастёт в разы.
Чикагский рекорд
Масштабы бизнеса Quadrum, построенного на деньгах, утёкших из России, хорошо иллюстрирует новость о чикагских проектах 2020 года. Речь идёт об объектах компании в Чикаго.
Тогда Quadrum продал один из своих объектов в центре Чикаго — 56-этажную башню Essex on the Park. Почти 500 апартаментов в ней продавались и сдавались в аренду. Quadrum занимался реновацией небоскрёба в партнёрстве с Oxford Capital — одним из крупнейших британских инвесторов в недвижимость.
Стоимость продажи составила $190 млн. Доход был поделён между Quadrum и Oxford Capital как соинвесторами, точная доля каждого RT неизвестна.
Покупателем выступила неназванная «инвестиционная компания с Западного побережья» США. Профильные порталы оценили эту сделку как «крупнейшую в Чикаго по продаже многоквартирных домов» в 2019 году.
Гостиничные барыши
Большую часть американской недвижимости Quadrum (девять из 12) составляют отели. Шесть из них объединены в сеть под брендом Arlo Hotels и контролируются дочерней структурой — Quadrum Hospitality Group, LLC.
Большая часть отелей находится в Чикаго и Нью-Йорке. RT подсчитал приблизительную балансовую стоимость некоторых из них.
Например, стена к стене рядом с проданным небоскрёбом в Чикаго стоит трёхзвёздочный отель Essex Inn. Он по-прежнему принадлежит группе Quadrum. Выкупленный в 2014 году, он открыл свои двери в 2019-м, и после реновации в нём 254 номера. Стоимость номеров начинается от $230 за ночь.
Стоимость сделки по покупке и реновации Essex Inn не нашлась в открытом доступе.
Зато известна стоимость покупки другого актива Quadrum в Чикаго — отеля Arlo Chicago.
Она составила $75 млн, следует из публикаций местных порталов о недвижимости. Отель был переделан из банковского здания.
Ещё $101,4 млн составляет балансовая стоимость отеля Godfrey Hotel в Чикаго. Это информация из документов SEC, оформлявшей документы по займу, выданному группе Quadrum на проведение работ по отелю.
Собственно заём на реновацию составлял $80 млн. Его выдал из личных средств неназванный «бенефициар» группы Quadrum, пишет SEC. Не исключено, что сам Ходорковский.
Флоридский шик для пожилых
Обеспеченные американцы преклонного возраста часто уезжают проводить свою старость в так называемых пансионатах. Скопив достаточную сумму, они долями платят её пансионату в обмен на то, чтобы сотрудники пансионата обеспечивали им кров, еду и уход.
Принцип прост: чем дороже заведение, тем лучше там условия для пожилых людей.
Группа Quadrum построила один из таких пансионатов в штате Флорида, в городке Форт Майерс. Он открылся в 2018 году и называется Amavida.
Из открытых данных следует, что полный пансион (уход за пожилыми людьми, включая процедуры, медицинское сопровождение и помощь в быту) стоит $4 тыс. в месяц.
Если пенсионер в силах сам обслужить себя, то просто проживание обойдётся в $3 тыс. в месяц. Максимально дорогой пакет помощи стоит $5,8 тыс. в месяц.
Судя по открытым данным, это один из самых дорогих пансионатов для пожилых в штате.
Такая стоимость проживания может быть установлена в том числе потому, что владельцам требуется отбить инвестиции. Как сообщалось, стоимость проекта составила $90 млн, ещё $30 млн предоставлено на развитие.
Отмывочная модель бизнеса
Представители Quadrum так описывали свою модель бизнеса: они инвестируют в старые, требующие реновации здания, ремонтируют их или строят новые на месте старых, затем продают или сдают в аренду. Начальные расходы минимальны.
«Мы называем их «бесхозными активами». Все наши приобретения отелей во Флориде в 2009—2012 годах попадают в эту категорию, — рассказывал менеджер Quadrum Олег Павлов. — Они были проданы конкурсными управляющими или ликвидируемыми фондами».
Такая модель, писал Prigovor.ru, известна финансовым разведкам.
«Сомнительные деньги из офшоров через трасты вкладываются в проблемные дома и отели, — пояснил главред Prigovor.ru Сергей Соколов. — Затем недвижимость реконструируют, меняют бренд и выставляют на торги. Продав здание, организаторы получают свой гешефт, а сомнительные «инвесторы» — справку о происхождении денег. И всё, серые капиталы превращаются в белые».
Важно понимать: перечисленное имущество — не 100%-ная собственность Ходорковского. Это активы фирмы, в которую он вложился наравне с бывшими партнёрами по ЮКОСу.
Поэтому арестовать могут не дома, а доли в праве на имущество — например, пакет акций Quadrum, контролируемый Ходорковским. Этот аспект пояснил RT профессор кафедры международного права МГИМО, член рабочей группы по международно-правовым вопросам при президенте РФ Дмитрий Лабин.
«Речь идёт не об аресте имущества — отелей или домов. Потому что, исходя из ваших данных, недвижимость принадлежит фирме, а собственность на фирму разделена между несколькими лицами, — уточнил юрист в беседе с RT. — Наиболее вероятным вариантом видится арест имущественных прав Ходорковского — акций или иных долей капитала».
Юрист-международник добавил: несмотря на санкции и ухудшение отношений России с недружественными странами Европы и Запада, все договоры международной помощи продолжают действовать.
«Это значит, что Генпрокуратура и другие компетентные органы вправе направить запрос иностранным государствам по поводу ареста активов любого гражданина России, на которого в нашей стране возбуждено дело и который владеет собственностью за рубежом, — объяснил Лабин. — Страны, подписавшие этот договор, обязаны будут по меньшей мере формально на него отреагировать».
Одной из стратегий, которая может быть применена в этой ситуации, является так называемое просуживание решения российского суда в суде американском. Это значит, что после положительного решения российского суда об аресте активов Ходорковского (или любого другого обвиняемого) истец переводит и легализует вердикт, предоставляя его в судебные органы той страны, где хочет арестовать имущество. Если суд этой страны посчитает, что обвиняемый также нарушил местные законы, например купил недвижимость для легализации преступных доходов, он может удовлетворить ходатайство российской стороны.
«Вероятность успеха этого предприятия даже на фоне ухудшения отношений с США не равна нулю»,— отмечает Лабин.
По его словам, многое зависит от компетенций юристов и от того, насколько правильно составлены исковые требования.
«Принято думать, что американское правосудие сильно зависит от политической воли. На самом деле влияние политиков на американских судей меньше, чем это укрепилось в массовом сознании, — уверен Лабин. — Скорее на решение американского суда будет влиять соответствие требований России американскому законодательству и то, насколько грамотно составлен иск».
Поэтому важно провести грамотную экспертизу законов той страны, куда планируется обратиться, возможно, с привлечением юристов из академических кругов, которые обладают знаниями о законодательстве страны — получателя иска, резюмирует Лабин.
* Физлица и организации, признанные иностранными агентами.
Свежие комментарии