Одежду, выпускаемую советской легкой промышленностью, стиляги 50-х называли «совпаршив».
И желание многих граждан страны одеваться не в масс-маркет объясняется не столько стремлением выделиться из серой массы, сколько жутким видом и качеством продукции.
![](https://r1.mt.ru/r22/photoF73D/20703495993-0/jpg/bp.jpeg)
Для того, чтобы обладать вожделенным костюмом, дубленкой или джинсами, каждая страта советской элиты использовала собственные каналы.
Так, театральные артистки одевались у известной московской спекулянтки по имени Клара. Она имела связи с женами советских дипломатов, у которых скупала привезенную из-за границы одежду.
По своим клиенткам Клара ходила с сумкой гигантского размера, которая могла бы вместить целый магазин.
Цены она устанавливала раза в три дороже себестоимости, но клиентки боролись и за это – ведь взять другое было неоткуда, особенно тем, кто был невыездной.
![](https://r3.mt.ru/r22/photo6A96/20149641691-0/jpg/bp.jpeg)
Любимая фраза Клары была: «Я с этим еще буду работать!». Это значило, что если вещь не подошла одной клиентке, она «толкала» ее другой.
Гардероб Майи Плисецкой состоял в основном из вещей, купленных у Клары. Вот только шуба оказалась слишком уж дорога, и Майя Михайловна много лет ходила в старом каракулевом манто.
А когда оно совсем пришло в негодность, скорняк Миркин по прозвищу Золотые руки сшил для балерины из его остатков комбинированное пальто.
![](https://r.mt.ru/r22/photoE3A3/20372714540-0/jpg/bp.jpeg)
Вообще, иметь своего портного считалось тогда таким же признаком жизненного успеха, как и врача. Номенклатура старалась иметь своего «семейного дизайнера», который обшивал бы всю семью.
Связи с такими дизайнерами завязывались в спецателье, одно из которых находилось на Кутузовском проспекте.
Там зарабатывали себе клиентуру самые талантливые и квалифицированные закройщики и портные, которые затем обшивали, уже частным порядком, публичных персон СССР.
Так, советскую творческую интеллигенцию одевал портной Соломон Затирка.
Среди его клиентов были Утесов, Ромм, Рознер, Райзман.
Заслуженные и народные артисты стояли в очереди, чтобы записаться к нему на месяц или два вперед.
![Леонид Утесов](https://r5.mt.ru/r22/photo1C1B/20818860238-0/jpg/bp.jpeg)
Интересный феномен - сегодня иметь собственного портного считается элитарной привилегией, а в СССР к портным обращались… от безысходности!
Этот неестественный «перекос» иллюстрирует случай с Майей Туровской, сценаристом.
В 1967 году она приехала в ФРГ со своим фильмом «Обыкновенный фашизм». Ее знакомая, редактор немецкого телевидения, спросила: «Где ты купила этот элегантный костюмчик?
![Майя Туровская, сценарист](https://r5.mt.ru/r22/photoBAC7/20041933087-0/jpg/bp.jpeg)
Как же коллега была удивлена, когда узнала, что костюм был специально сшит для Туровской в ателье Литфонда!
«Ты хочешь сказать, что у тебя есть своя портниха и что он сшит специально для тебя? У меня тоже есть знакомая портниха, но кому это по карману?»
А вот Екатерина Фурцева – легендарная «женщина-мэр» Москвы, большая любительница моды – придумала оригинальный способ одеваться на западный манер, не покидая столицы.
В те годы, когда Екатерина Алексеевна возглавляла московский горком (1954-1957), ее муж Николай Фирюбин работал послом в Югославии.
![Екатерина Фурцева](https://r3.mt.ru/r22/photoEC72/20265005936-0/jpg/bp.jpeg)
Он заказал специальный гипсовый манекен – полную копию фигуры жены, по которому французские модельеры шили ей платья.
Благодаря этому удавалось сохранять полное инкогнито. Представьте только, какой скандал могла бы «раздуть вражеская пресса», узнай она, что «хозяйка Москвы» ездит за границу на примерку платьев!
Кстати, Фурцева стала одной из первых заказчиц модельера Вячеслава Зайцева.
![Фурцева и Гагарин](https://r1.mt.ru/r22/photo7876/20488078785-0/jpg/bp.jpeg)
В 1961 году, когда в Москве встречали Юрия Гагарина, Фурцева появилась перед первым в мире космонавтом в изящном черном платье.
Свежие комментарии