Промышленный бум конца XIX - начала ХХ вв. - это время небывалого взлета экономики множества стран, главным образом - США и Европы. Громадное развитие в этот период получила тяжелая промышленность - то есть та, что по Марксу изготавливает средства производства - металлургическая, угольная, машиностроительная. Грандиозный скачок в накоплении капиталов сделали промышленные магнаты, а миллионы рабочих стали переселяться со всего мира в зону создания новых заводов-гигантов, что охватывала часть Среднего Запада и восточного побережья. Географически именно этот регион обладал хорошим транспортным потенциалом (водные и железнодорожные пути), а также большим запасом природных ресурсов.
Индустриальный бум дал рождение десяткам новых городов, миллионам новых семей, позволил создать новую транспортную и социальную инфраструктуру в штатах Пенсильвания, Огайо, Индиана, Мичиган и Иллинойс.
Новый импульс развития эти территории получили в годы Второй мировой войны. Военные заказы для стран-союзников подняли на новый уровень промышленный потенциал сотен предприятий регионы, многие из которых смогли провести обновление оборудования.
Период 1950-60-х гг. стал временем относительно стабильного развития всех индустриальных центров этого региона. Однако уже не военные заказы, а возросший потребительский спрос позволил оставаться на плаву огромным предприятиям, и платить зарплату рабочим, среди которых уже с начала промышленной революции успело смениться несколько поколений.
Первый ветер перемен подул в 1970-е, когда сталелитейные предприятия ощутили резкий кризис перепроизводства, после чего им пришлось сокращать свои мощности. Раскаченный маятник начинает затухать: первые увольнения исчисляются десятками тысяч рабочих, консервируются цеха и целые корпуса фабрик. В 1980-е к кризисным явлениям добавилось усиление на мировом рынке позиций азиатских стран, которые благодаря дешевой рабочей силе смогли добиться более низкой себестоимости продукции.
Дальше - больше. Вступив в постиндустриальную эпоху экономика США более не нуждалась заводах-гигантах. Но никто спасти предприятия-банкроты не стремился. Было ясно, что технологический прорыв уже не остановить, а остановка практически всего производства в северных промышленных городах США - лишь вопрос времени.
Во всем этом самым страшным оказалось то, что миллионы людей были вынуждены покинуть свои дома и уехать в другие штаты - преимущественно на юг - во Флориду, Калифорнию, Техас. Продавать дома было бессмысленно, и представители американского среднего класса просто бросали их.
Заброшенными оказались торговые центры, супермаркеты, рестораны, отели, кинотеатры и даже церкви - будучи объектами историко-культурного наследия с готической архитектурой, стали сегодня грудой руинами, не подлежащими восстановлению.
В этот период обезлюдели даунтауны таких крупных городов, как Рочестер, Сиракьюс, Буффало, Питтсбург, Флинт, Аллентаун, Эри, Кливленд, Толидо, Янгстаун, Детройт, Лансинг, Гэри, Индианаполис, Саут-Бенд, Милуоки, Чикаго, Спрингфилд, Дулут.
Доменные печи, сталелитейные цеха, конвейеры и промышленные корпуса, стали быстро ржаветь, будучи заброшенными. Так, в 1990-е годы появился термин для определения всей этой неблагополучной зоны как "Ржавый пояс".
Постапокалиптический пейзаж Детройта, Флинта или Дулута, сегодня в Америке уже никого не пугает и не шокирует. Люди привыкли, и приняли это как должное. Хотя до сих пор "Ржавый пояс" является инструментом политических манипуляций в сознании американского общества.
Законы времени - рыба ищет где глубже, а человек - где лучше. В России аналогичные процессы происходят, но на несколько десятилетий позже, и вызывают здесь также множество щемящих душу эмоций. Получат ли эти места второе рождение, или так навеки и останутся памятниками ушедшей индустриальной эпохи и ХХ века? Время покажет - быть может и наши офисы, в которые мы переехали с конвейеров и заводских цехов, тоже окажутся заброшенными через несколько десятилетий...
Свежие комментарии