Гендерные перекосы - привычная часть нашей жизни. Мы живем в культуре, где Авраам «родил» Исаака, а Тарас Бульба собирался убить сына, которого он «породил». В России до сих пор используется система отчеств, против которой даже феминистки не возражают. Лишь однажды я видела в новостях, что женщина дала матчество ребенку.
Отчество довлеет настолько, что мы даже не знаем, как звали Ярославну. К чему эти ненужные детали?..
А сколько трагедий произошло в истории из-за того, что родилась девочка, а не мальчик. Генрих VIII, к примеру, казнивший Анну Болейн за то, что родила «неправильного младенца»...
Был еще, говорят, матриархат в какие-то очень древние времена.
Но в любом случае, один пол доминировал над другим. Либо патриархат, либо матриархат. Вроде бы так выходит по истории.
Мы свыклись с этой борьбой. Разве может быть иначе?
Может. Есть русские волшебные сказки, где два пола мирно сосуществуют, без выяснения, «кто главнее». Это телеграмма из какого-то забытого прошлого, которое во много раз древнее, чем плач Ярославны, где все было по-другому, другой этикет и другие представления о том, что есть мужское, а что – женское.
А главное, ни мужчины, ни женщины не пытаются друг друга подавить. Герои заняты не бессмысленным выяснением, кто «главнее», а поиском любви.
Вот любопытные детали:
В сказках встречается «матчество». В русских волшебных сказках нет Ярославны, зато есть, например, Яга Ягична. Похоже, никто в лесном ЗАГСе не воспротивился решению Яги «записать ребенка на себя».
Не помню также случая, чтобы отец, у которого есть дочери, убивался по поводу того, что у него нет «правильного» потомства. Наоборот, отцы стараются угодить дочерям, выполняя всяческие прихоти вроде аленького цветочка или перышка финиста. Лишь бы дочерняя душенька была довольна.
А еще они сами, не смущаясь, делают первый шаг навстречу. Нет, Марья Моревна – не Татьяна, для которой решиться написать первой – подвиг. Очень даже запросто, без всякого кокетства и ужимок и всяческих «теперь, я знаю, в вашей воле меня презреньем наказать» она приглашает Ивана-царевича «погостить в шатрах».
В «Финисте-ясном соколе» героиня тоже приглашает возлюбленного к себе в горницу, не боясь гнева отца и не дожидаясь «официальной регистрации брака».
Три дня Марьюшка привечала к себе молодца; днем он летает соколом по синему поднебесью, а к ночи прилетает к Марьюшке и делается добрым молодцем .
И никто не падает в обморок от такой свободы. И отец, узнав об этом, не сыплет проклятиями и не собирается упечь дочку "в монастырь".
А вот еще одна интересная фраза из «Марьи Моревны»:
Иван-царевич тому и рад, две ночи в шатрах ночевал, полюбился Марье Моревне и женился на ней.
Он ей, а не наоборот. Дамы выбирают кавалеров, и никого в сказочном пространстве это не шокирует.
Более того, даже выйдя замуж, Марья Моревна и не думает бросать свои холостые привычки:
...пожили они вместе сколько-то времени, и вздумалось королевне на войну собираться...
Иван принимает это известие покорно - не тащит цепи, чтобы приковать жену к плите, а остается "на хозяйстве".
А еще он не стесняется плакать, когда Кощей уносит его супругу. В сказке про Марью Моревну Иван-царевич плачет 5 (!) раз. И не просто, а «горько-горько». При этом никто его в сказочном пространстве «тряпкой» не считает.
А еще он просит прощения у Марьи Моревны за то, что не послушался ее и выпустил из чулана Кощея.
А она, хоть и плачет, но не «пилит» его, а думает, как исправить ситуацию.
Русская волшебная сказка с уважением относится к мужчинам и женщинам. Это территория, свободная от гендерных войн.
«Что за прелесть эти сказки!»
Свежие комментарии