Фактически, мы живём в скрытом кастовом обществе.

От древних ариев к современности
Кастовое общество Индии было воздвигнуто ариями, дабы избежать кровосмешения с аборигенами и удержать власть в руках высших варн — брахманов и кшатриев. Главная идея кастового общества — отсутствие возможности при жизни перейти в иную касту, изменив таким образом свою социальную роль и, соответственно, судьбу.
Безусловно, что такая общественная структура опиралась на силу религиозного мифа, ибо лучший способ удержать раба в рабском ошейнике — убедить раба в том, что его доля — воля богов. Тем более, что на вершине общественной пирамиды индийского общества до сих пор стоят брахманы. Божественное провидение, в этом случае, логично будет главным аргументом в защиту подобного строя. Религия, эксплуатирующая силу веры, становится главным инструментом управления настроениями широких масс населения, позволяя конкретной прослойке — элите общества — удерживаться у власти, не допуская к ней представителей иных каст.
Но наш с вами соотечественник лишь иронично посмеивается над гражданским выбором индусов, добровольно признающих кастовую систему: мол, мы, европейцы, далеко шагнули вперёд в плане демократии и правового общества. Но так ли это на самом деле? Возможно, при более детальном рассмотрении мы увидим скрытое разделение российского общества на касты, которым правящая элита умело пользуется для защиты собственных интересов.

Зашкваренные и опущенные
Но для начала давайте в качестве рабочей модели обратимся к специфике тюремного коллектива. «Зашквариться» — то есть запачкаться в моральном отношении здесь — это исковеркать себе судьбу, ибо падение социального статуса на зоне происходит раз и навсегда.
Другими словами, из касты опущенных выйти уже нельзя.С другой стороны, попав на зону «мужиком», как «мужик» ты и будешь жить — приносить пользу блатному миру. Тюремная иерархия жёстко расслаивает всю массу заключённых по кастам, переход из одной в другую, при этом, практически невозможен. И делается это с одной целью — защите интересов власть имущих.
Хотя, элементарный здравый смысл противоречит следованию подобным нормам. По-сути, в чём именно проявляется зашкваренность человека, подавшего руку «петуху»? А логика здесь усматривается в совершенно неочевидной плоскости: чем больше тех, кто ниже тебя, тем выше ты сам. Поэтому самой простой стратегией возвышения своего статуса становится опускание других.
Подробно и красноречиво я написал об этом в книге «Одержимость — 2".

Касты современной России
В современной России так же существует кастовая система, предполагающая разделение общества на «элиту» и «обслуживающий персонал». Поддерживается она системой образования, готовящей сызмальства исполнителей — тех, кто имеет обрезанную личную инициативу и кастрированный взгляд в будущее. Идеальный раб — это человек, мыслящий категориями «о чём вижу, о том пою». Самые актуальные темы, беспокоящие население, — это скидки и акции в супермаркетах и качество асфальта на том или ином участке дороги. Беда человека, научившегося крутить гайки, заключается в том, что манипулировать им будет тот, кто объяснит ЗАЧЕМ ему эти гайки нужно крутить.
Впрочем, вот вам более прозаический пример социальной дифференциации. Как правило, ребята из сельской местности выбирают профессии, связанные с ручным трудом, а дети горожан ориентированы на труд интеллектуальный. Заметьте, я не говорю об отдельных примерах, я имею в виду общую тенденцию. Коренного москвича сложно замотивировать профессией плиточника, тогда как парнишка из какой-нибудь Засран-солы будет считать её счастливым жребием, ибо с его точки зрения она «высокооплачиваема». Почему же он не берёт выше? Потому что бытие определяет сознание. Как верно подметил Белов А.К., не стоит ожидать больших амбиций от человека, выросшего среди разбитых тракторов и палёной водки.
Элита российского общества, подобно брахманам Индии, защищает свои интересы массой мифов, активно насаждаемых низшим социальным прослойкам через поп-культуру и культивируемых в них посредством СМИ и системы образования. А роль рабского ошейника играет менталитет исполнителя, ограничивающий наш личностный рост через низкий уровень запросов: мы не умеем смело мыслить и смотреть далеко в будущее. Вместо мечты, мы имеем капризы. На удовлетворении этих капризов построена жизнедеятельность потребителя — раба современного общества.
И только тот, кто умеет оторвать взгляд от привычного круга вещей и взглянуть на звёзды, имеет шанс покинуть свою касту, изменив «предначертанное богами».
Свежие комментарии