Что же такое русская печка для нашего человека? Раньше говаривали – «Печь нам мать родная» - а это многое объясняет. Невозможно представить себе избу в русской деревне без большой печи, которую без преувеличения можно назвать душой любого дома. Приготовить еду, обогреть избу, помыться, вылечить простуду и больную спину, выспаться на лежанке – все это русская печка, которая не только вошла в поговорки и сказки, стихотворения и прозу, но и остаётся востребованной до сих пор.
Сегодня печку даже в деревне найдешь не в каждом доме! А в моём детстве это чудо было в доме моей бабушки Нади. Слово "бабушка" у меня неразрывно связано со словом "печка". Вот сколько я себя в детстве помню, бабушка и печка неотделимы.
Часто всплывают яркие воспоминания из детства: раннее утро, я просыпаюсь и открываю глаза. Я лежу на большой бабушкиной постели в горнице, но слышу, как на кухне бабушка суетится у печки, то вытаскивая, то заталкивая чугунки в печку. Для этого у нее даже был валик, каток, который она подкладывала под рогачи, чтобы легче было поднимать и заталкивать или вытаскивать чугунки. А чугунки большие, тяжелые. Большая семья, большая посуда!
Для работы с печкой у бабушки было несколько разных приспособлений. В основном это были ухваты или рогатины, которыми ставили чугунки в печь. Помимо ухвата, использовались и другие приспособления:
- метелка (помело) для выметания золы;
- хлебная лопата (на ней садили хлебы в печь и, соответственно, доставали их);
- кочерга - для разгребания и ворошения углей, оживления жара;
- ухват - как уже говорилось, для извлечения из печи горшков и чугунков;
- чапля - специальный ухват для сковородок. И чугунков разных видов несметное количество.
Бабушка никогда сильно не гремела у печи. Обычно громкая и шумная, по утрам она тихонько колдовала за печкой, берегла наш сон. Я нежилась в своём уголке в тепле в ожидании её команды: -Подъём!!..
К этому времени по дому уже плыл умопомрачительно вкусный запах еды, что выбивало обильную слюну. По команде меня сносило с кровати, я на ходу натягивала платье и неслась умываться во влажную прохладу улицы. И сажусь за стол на кухне. Тут же дед на своём месте, а бабушка пока не садится – накладывает нам в тарелки еду. Даже на завтрак пища была сытная и серьёзная, как выражался дед.
Я не помню, чтобы на столе было много мяса... Но всегда была какая-нибудь каша, разваристая картошка с укропом, солёные огурцы, грибы и капуста из бочек. На обед щи или гуляш. Вместо компота делали морс из свежих ягод, а зимой из клюквы или смородинного варенья. И конечно разнообразные шанежки, пироги, оладьи – это даже и едой не считалось. Просто к чаю плюшки.
А еще я помню, у бабушки всегда был свойский хлеб, круглый такой калач. Вкус и запах которого сейчас даже вспомнить трудно, но запах того хлеба из детства, я в своей жизни больше не встречала. Бывало, нагоняешься, проголодаешься, забежишь в дом, бабушка отрежет краюху, сольцой посыплет, даст, и ты этой краюхой даже с друзьями делишься! Гостинцев не надо, такой вкусный этот хлеб из простой русской печи.
Еще я часто вспоминаю, как мы с сестрой зимой грелись на печке. Спина печки не горячая, можно спокойно лежать. И мы с сестрой хохочем, толкаем друг друга, а бабушка ворчит, чтобы лежали спокойно. Мы, втихушку от неё таскали из больших полотняных мешков свекольные парёнки – не было вкуснее для нас сладостей.
А еще на печке мы сушили свои обледенелые одёжки, когда зимой с улицы приходили в дом. Вся одежда стоит колом от снега и льда, но положишь на печку – и к утру снова можно надевать сухую шубку и штаны, да еще и тёплые от печки.
У каждого свои заветные воспоминания о русской печке. Но я бы хотела еще немного рассказать об устройстве и строительстве этого чуда.
Устройство у русской печки сложное, не каждый печник сможет правильно её выложить. Обычно делать русскую печь доверяли совсем старым мастерам, потому что переделывать такую махину уже не получится. Все секреты печки знали такие печники, причем хранили их в тайне, рассказывали только своим сыновьям! Чтобы поставить печку в доме, брали немалые денежки! Но даже в ранешное время талантливых печников можно было по пальцам посчитать!
Основа печи – сложенная из камня или кирпича конструкция с несколькими камерами. Основной частью считается горнило , то есть топочная камера. На ее нижнюю плоскость - под - кладутся дрова, туда же ставится посуда. Она отделена от других частей печи и имеет сводчатый потолок, переходящий в дымоход . Доступ к горнилу идет через окно шестка , сам шесток – это небольшая (или большая, в зависимости от конструкции) панель перед окном, где ставились вынутые из печи или подготовленные для загрузки в нее горшки, хлебы и прочее. Перед горнилом был еще один отсек, загнетка . Здесь температура была меньше, было оставлять приготовленную пищу для сохранения в ней тепла.
Устье горнила закрывалось печной заслонкой , обычно металлической, кованой или литой (другие материалы жара печи не выдерживали).
В боковых стенках печи делались небольшие ниши – печурки, где сушились различные вещи, ставилась домашняя утварь. Печная труба имела пластину для сужения отверстия дымохода – вьюшку и отдельно задвижку, чтобы закрывать отверстие в случае плохой погоды.
Отдельно стоит упомянуть лежанку , спальное (или сидячее) место с постоянной температурой 25…27 градусов (при топящейся печи).
По печи раньше предсказывали погоду. Каждый наблюдательный хозяин знал, что предвещают звуки печной трубы: высокий и протяжный – к перемене погоды, низкий и порывистый – к затяжному ненастью. Приметой служил и дым, идущий из трубы: уходящий вверх – к морозу, стелющийся по земле без ветра – к потеплению. Огонь тоже сулил, какой будет завтра день. Если пламя яркое и дрова горят весело с легким потрескиванием, то жди ясную погоду.
Вот такое у нас русское чудо – печка! Жаль, что в современных домах не её, ушло сказочное очарование деревенского дома, его главная уютная черта. Но я все равно не оставляю надежду в своём доме поставить русскую печь, пусть и не такую огромную как раньше, но чтобы и приготовить, и погреться можно было.
Свежие комментарии