
© AP / Kin Cheung
Павел Волков
В Высоком суде Лондона завершились слушания по апелляции 52-летнего основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа на решение британских властей об его экстрадиции в США, где ему грозит 175 лет тюремного заключения
Уголовное преследование Джулиана Ассанжа собиралась начать еще администрация Барака Обамы, репутация которой и пострадала из-за публикаций Wikileaks о военных преступлениях США в Ираке и Афганистане.
Но в 2013 Минюст США решил этого не делать из-за "прецедента для судебного преследования журналистов".
Решение было пересмотрено после победы Трампа, хотя никакой новой информации в деле не появилось.
Обвинение в антиамериканском заговоре по статье о шпионаже, которую никогда до этого не предъявляли журналистам, вместо обвинения в нарушении конфиденциальности личных данных говорит не только о политически мотивированном преследовании конкретного журналиста, но и о желании цензурировать прессу как таковую.
Сейчас же прошли слушания за право подать апелляцию на решение об экстрадиции журналиста их Великобритании в США, которое уже было принято.
Дело в том, что суд первой инстанции запретил экстрадировать Ассанжа, но не по той причине, на которой настаивали адвокаты. Если бы было вынесено решение о политическом преследовании журналиста, на этом бы все и закончилось.
"Возмутительная часть многолетнего "суда" Великобритании по приговору Джулиана Ассанжа к смерти в американской темнице заключается в том, что жертвой его "преступления" (журналистики) является государство, а не человек.
Это и есть определение политического преступления, которое договор об экстрадиции между США и Великобританией прямо запрещает", — заявил знаменитый разоблачитель ЦРУ Эдвард Сноуден.
Основанием запрета на экстрадицию стало психическое состояние (у Ассанжа в тюрьме выявили синдром Аспергера), которое может привести к самоубийству, если журналиста отправят в США в одиночную камеру в тюрьме строгого режима.
Так что заявления Сноудена хоть по сути и верны, но лишены практического смысла — Ассанжа не признали политическим заключенным.
Прокуроры настаивали на том, что "жертвами" деятельности журналиста стали именно люди, преступление не столько в обнародовании общественно важной, но секретной информации, сколько в обнародовании имен информаторов США в Ираке и Афганистане, что подвергло их жизни опасности.
Ассанж, считает обвинение, опубликовал депеши Госдепа, в которых были указаны имена афганцев и иракцев, сотрудничавших с американскими оккупационными силами, без редактирования этих имен.
Поэтому "журналисты, религиозные лидеры, правозащитники и политические диссиденты, которые жили при репрессивных режимах и сообщали Соединенным Штатам о злоупотреблениях в своих странах, подвергаются большому риску. Публикуя эти документы без редактирования имен, Ассанж создал серьезный и неминуемый риск того, что невинным людям причинят физический вред или они будут задержаны" — так написано в обвинительном акте.
На самом же деле журналист редактировал имена и это выяснили в заседании. Кроме того, в материалах дела нет сведений ни об одном пострадавшем от публикаций WikiLeaks.
В 2013 году на суде по делу информатора WikiLeaks Челси Мэннинг команда из 120 офицеров контрразведки также не смогла найти ни одного человека среди тысяч американских агентов и секретных источников в Афганистане и Ираке, которые пострадали из-за разоблачений.
Мало того, оказалось, что вместе с Ассанжем редактурой материалов Cablegate (военные дневники из Ирака и Афганистана, а также депеши Госдепа) занимались сотрудники Der Spiegel, New York Times и The Guardian при согласовании с Госдепом США. Такая работа не позволила опубликовать около 15 тысяч документов.
Но в Госдепе поняли, что подставляются, сообщая журналистам, что можно публиковать, а что нельзя, и соскочили с проекта. Ни Der Spiegel, ни New York Times, ни The Guardian, ни Госдеп почему-то ни в чем не обвиняют.
Также в заседании выяснилось, что при редактировании депеш Ассанж использовал специальную программу, которая удалила из текста все слова не на английском языке, то есть арабских имен в отредактированном тексте не было.
Утечка имен произошла позже публикации Wikileaks, в 2011 году, когда в публичное пространство попал код для дешифрования зеркальной версии зашифрованного онлайн-хранилища WikiLeaks.
Код был опубликован в феврале 2011 в книге журналиста The Guardian Дэвида Ли без разрешения Ассанжа. Удалить файлы Ассанж не мог, потому что не контролировал многочисленные "зеркала". Никаких обвинений Ли не предъявлено.
Затем расшифрованные с помощью кода данные слил в торрент основатель Cryptome Джон Янг. К нему у правоохранительных органов тоже нет претензий.
Непричастность Ассанжа к публикации неотредактированных данных было бы элементарно доказать при доступе к компьютерам, телефонам и бумажным письмам журналиста, которые были изъяты при его задержании в посольстве Эквадора и до сих пор не возвращены.
С эквадорским посольством связан еще один эпизод, который доказывает, что преследование Ассанжа является политически мотивированным. Дело в том, что в Испании несколько лет рассматривали (но приостановили рассмотрение) дело связанной с Дональдом Трампом частной охранной компании UC Global, которая не только шпионила за Ассанжем, но и пыталась выкрасть из посольства Эквадора грязные детские подгузники, чтобы путем анализа ДНК точно установить, что это дети журналиста.
Они могли угрожать жене Стелле и детям с целью получения от Ассанжа необходимой Трампу информации о том, кто взломал серверы нацкомитета Демпартии. Стелла неоднократно говорила об угрозах и запугивании, которым она с детьми подвергалась в течение нескольких лет.
Но Британский суд не решает вопрос о виновности Ассанжа, только о правомочности экстрадиции. И, как уже было сказано, журналиста не посчитали политическим заключенным, просто не стали разбираться и отказали в экстрадиции по самой формальной причине — здоровье.
После этого медицинский эксперт обвинения заключил, что состояние обвиняемого "динамичное", то есть сегодня при данных обстоятельствах риск суицида действительно велик, но при изменении обстоятельств изменится и психическое состояние. Тогда прокуроры пообещали более щадящие условия в американской тюрьме.
В декабре 2021 года Высокий суд Лондона отменил запрет на экстрадицию.
Весной 2022 года Верховный суд Великобритании отказался удовлетворить апелляцию основателя Ассанжа на это решение Высокого суда Лондона, а в апреле 2022 года Вестминстерский магистратский суд Лондона вынес постановление об экстрадиции основателя WikiLeaks в США. Летом тогдашняя глава МВД Великобритании Прити Пател утвердила решение об экстрадиции.
Адвокаты Ассанжа подали свою апелляцию, но в июне 2023 года судья Высокого суда Лондона Джонатан Свифт отклонил ее по всем пунктам. Теперь главы судебной коллегии королевской скамьи Виктория Шарп и Адам Джонсон должны оценить вердикт, вынесенный Свифтом.
Если подать новую апелляцию разрешат, суды начнутся снова. Если нет, то останется единственная инстанция для обжалования — ЕСПЧ. Проблема только в том, что Европейский суд рассматривает дела очень долго и, скорее всего, за это время Ассанжа уже экстрадируют.
За журналиста заступился кандидат в президенты США Роберт Кеннеди-младший.
"Все вы знаете, что Джулиан Ассанж — героический разоблачитель. Он выступал за демократию. Он выступил против государственной слежки. Он выступал против коррупции в правительстве. Он боролся за все наши свободы. И он пошел на огромную жертву.
Сейчас он находится в тюрьме, ему грозят пожизненное заключение и экстрадиция в США. Необходимость его помилования не терпит отлагательств. Это не может ждать, пока я стану президентом. Мы должны сделать это сейчас. Пожалуйста, подпишите петицию, призывающую президента Байдена немедленно помиловать Джулиана Ассанжа", — заявил политик.
Однако этот популистский призыв не имеет практического смысла. Помиловать можно только того, кто уже осужден, а Ассанжа в случае экстрадиции только ждет суд. Результаты его, к сожалению, можно предугадать, тем не менее они должны сначала быть.
По этой же причине на письма о помиловании не отреагировал и Трамп, когда покидал президентское кресло и имел право подписать помилование нескольким обвиняемым.
Более осмысленная критика прозвучала от представителя МИД ФРГ:
"Мы видим расхождения между нашим пониманием закона и правовым пониманием Соединенных Штатов Америки. Преступления, в которых Ассанж обвиняется в США, не подлежат наказанию в Германии".
В США Ассанжа хотят судить по принятому более ста лет назад закону о шпионаже, который был нужен для того, чтобы привлекать к ответственности шпионов и перешедших на сторону врага.
Для суда над журналистами этот закон никогда не применялся и не должен применяться. Но, опять же, это вопрос к американскому суду в будущем. Для решения британского суда все эти моменты несущественны. Существенно сейчас только одно — есть ли основания разрешить Ассанжу подать апелляцию?
На принятие решения судьям понадобится несколько недель и раньше марта мы о нем не узнаем.
Свежие комментарии