На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Позитив для оптимистов

3 775 подписчиков

Свежие комментарии

  • Vladimir Lioubimcev
    Трампу "не по зубам" оказалась ГАДЯЩАЯ АНГЛИЧАНКА, а не "мир на Украине"......Трампу мир на Укр...
  • Vladimir Lioubimcev
    Это ТОЧНО ВЫ СКАЗАЛИ!!  С западэнщиной пусть Польша разбирается. И пусть они станут проблемой Польши. Польский король...«Это уже не ульти...
  • Vladimir Lioubimcev
    Какие там "30 км"?!! Что такое 30 км?!!   ДВЕСТИ КМ, а то и больше должна быть "буферная зона"!! БРАТЬ нужно Одессу, ...«Это уже не ульти...

Польшу лишают шансов нажиться на Украине

«Поляки на банкет опоздали». Такими словами политологи комментируют намерение Варшавы заработать на помощи Украине – точно так же, как это сейчас пытается сделать Белый дом. Можно сказать, что у Польши уводят лакомый кусок прямо из-под носа, причем те, кого Варшава рассматривает как ближайших союзников.

Польские власти решили изменить свою политику в отношении Украины с благотворительности на бизнес. Об этом заявил премьер-министр Польши Дональд Туск. «Мы и весь мир при возможности будем помогать в восстановлении Украины. Но мы уже не будем помогать наивным образом. Не будет так, что Польша будет солидарна, а другие зарабатывали на восстановлении Украины», – заявил Туск. И добавил, что страна будет «жестко отстаивать польские интересы и интересы польских фирм».

Польский разворот объясняется двумя моментами. Во-первых, желанием синхронизировать свою политику с подходом американской администрации, к которой польскому премьеру нужно находить подход. «Сейчас у них отношения не очень – слишком много Дональд Туск и его жена раньше критиковали американского президента», – напоминает старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Дмитрий Офицеров-Бельский.

Сам премьер называл Трампа чуть ли не русским агентом, учил его дипломатии (требуя после встречи американского президента с Путиным в 2018 году не забывать, кто является стратегическим союзником Европы, а кто противником), а его жена после избрания Трампа написала, что «достаточно одного Дональда». И сейчас, когда Трамп переводит отношения с Украиной на прагматичные рельсы, а остальная Европа ему в этом мешает (продолжая накачивать Зеленского миллиардами долларов и предоставляя ему таким образом защиту от давления Трампа), Туск оказывается на стороне Вашингтона.

Во-вторых, стремлением успеть к разделу пирога, который как раз начал американский президент.

«Заявление Туска говорит о фундаментальной смене нарратива по отношению к Украине, и изменил этот нарратив Дональд Трамп. Он открыл окно Овертона, заявив, что теперь Соединенные Штаты не будут помогать Украине так долго, как это необходимо, а извлекать прибыль из взаимодействия с Украиной и возвращать то, что Соединенные Штаты уже Украине оказали. И это создало прецедент», – объясняет замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов. Рано или поздно ему последуют и другие страны, поэтому Варшава хочет последовать рано – чтобы можно было бы поживиться от Украины хоть чем-то.

И это логично, ведь в отличие от ряда соседей, Польше есть что компенсировать. «В целом в этой истории меньше всего потеряли венгры, которые изначально четко отдавали себе отчет в том, что такое Украина, и особо в ее поддержку не вкладывались. Вовремя спрыгнули словаки, благодаря избранию Фицо. Поляки же отдали Украине в принципе все что смогли – чего стоит только 200 танков в 2022 году», – рассказывает глава аналитического бюро проекта СОНАР-2050 Иван Лизан.

В целом, по словам министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского, Варшава с февраля 2022 по апрель 2024 года передала киевскому режиму оружия на 8 млрд долларов и гуманитарной помощи еще на шесть миллиардов. И это без учета косвенных потерь из-за поддержки Украины (например, связанной с наплывом украинской сельхозпродукции на польский рынок).

Все это было предоставлено на безвозвратной основе – и очень пригодилось Украине, особенно в первый год войны. В частности, советское вооружение – Польша была одним из крупнейших его поставщиков в Восточной Европе. «Сегодня мы отдали все, что могли отдать Украине», – говорил в 2024 году министр обороны Польши Владислав Косиняк-Камыш. Да, киевский режим не был за это благодарен (одно из украинских новостных агентств даже писало о том, что сумма, выделенная поляками, компенсировалась теми деньгами, которые потратили украинские «беженцы» в Польше), однако несмотря на периодические скандалы, поляки гуманитарную помощь не ослабляли.

Во многом потому, что рассматривали ее как долгосрочную инвестицию. Причем как с целью нанесения России стратегического поражения (таков был превалирующий нарратив на Западе), так и с целью будущего освоения восточноевропейского пространства. Которое Варшава рассматривала как свою сферу влияния.

Конечно, нельзя сказать, что Польша вообще осталась без каких-то физических прибытков. «Еще не так давно ходила мысль о том, что каждая европейская страна возьмет какой-нибудь регион Украины для восстановления. Кто-то – Днепропетровск, кто-то – Николаев. А поляки взяли Харьков, – говорит Дмитрий Офицеров-Бельский. – А Харьков это что? Это Харьковский авиационный завод, владеющий технологиями, которых не было у поляков. И из Харькова поляки вывозили и продолжают вывозить специалистов себе в Польшу. Теперь ждем больших прорывов в польской науке».

Однако этого явно недостаточно. Вот Варшава и пытается сейчас урвать дополнительную прибыль.

«Туск хочет, чтобы Польша была одной из тех стран, которые будут колонизировать Украину в той или иной степени», – говорит Дмитрий Суслов. Урвать до тех пор, пока все не рухнуло. «Осознавая, что Украина в этой войне с Россией победить не сможет, они пытаются сделать так, чтобы их убытки либо не росли, либо сокращались. В Варшаве поняли, что Украина – это не взлетевший стартап», – говорит Иван Лизан.

Казалось бы, сделать это не сложно – ведь поляки оказались лишь третьими в очереди. Первыми были британцы, которые заключили с Украиной в январе 2025 года так называемый столетний договор. В рамках этого соглашения, по словам Дмитрия Суслова, Киев обязался сотрудничать с Лондоном по вопросу освоения украинских минеральных ресурсов.

Вторыми оказываются Соединенные Штаты, которые сейчас пытаются заставить Зеленского подписать договор о тех же самых минеральных ресурсах. Вот Туск и думает, что ему что-то оставшееся перепадет. Первому из континентальных европейцев. Поэтому и столбит. «Поляки же сейчас говорят об этом открыто – чтобы их услышали. У Туска большой лоббистский потенциал в ЕС, может Польше действительно удастся заработать», – говорит Дмитрий Офицеров-Бельский.

Однако проблема в том, что не перепадет. Трамп не даст – ведь Америка сейчас просто сметает все, что находится на украинских инвестиционных прилавках.

«На все лакомые активы сейчас так или иначе претендуют американцы. Недра, инфраструктура, контроль над портами и восстановлением страны. Можно сказать, что поляки на банкет опоздали. Свободных стульев нет – их унесли», – поясняет Иван Лизан. По сути, Варшава даже не сможет долгосрочно заработать на том, что находятся на ее территории – украинских беженцах.

«Их можно паспортизировать и превратить в граждан Польши, в рабочую силу. Но в этом случае они просто уедут в другие страны Европы. Можно, конечно, надавить на Украину возвращением беженцев – но киевская власть будет только рада, если ей пришлют несколько тысяч мужиков. Она их мобилизует и успешно убьет на фронте», – резюмирует Иван Лизан.

Геворг Мирзаян

Ссылка на первоисточник
наверх