На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Олег Самойлов
    Если раньше были хоть какие-то надежды у дуркаины на мирное решение вопроса по СОБСТВЕННО существованию ее как украин...Время вышло–РФ сн...
  • Олег Самойлов
    ВЕРНО! "...для этого требуется большое оперативное искусство и подвижные штабы..."! Но для этого надо поснимать всю э...К ZOV добавилась ...
  • Eduard
    Маск:"Янычар,беги!"На Западе оскорби...

Вороватые внешторговцы

Министерство внешней торговли СССР было учреждением, где мажор на мажоре сидел и мажором погонял. Заместителем министра был лично дорогой товарищ Брежнев, правда, не Леонид Ильич, а Юрий Леонидович. Тем не менее, воровали и там, не меньше, чем в пивном ларьке, а то и больше, и адвокату Якову Айзенштату довелось защищать и мажористо-нажористых воров из этого ведомства.

Советская карикатура о расхитителях
Советская карикатура о расхитителях

В СССР Министерство внешней торговли, как и Министерство иностранных дел, окружено особым ореолом. Туда принимают на работу после особой проверки, оттуда не только изгнаны все евреи, но туда не принимают даже детей от смешанных браков, если хотя бы кто-то в роду имеет еврейское происхождение. Кадры этого министерства формируются главным образом за счет детей из советской элиты, из партийно-государственной бюрократии. И вдруг в этом министерстве раскрывается особо крупное хищение радиоэлектронной аппаратуры, поступающей из Японии, совершаемое работниками министерства оригинальным способом при косвенном содействии представителей японских фирм.

Неудивительно, что к делу привлечено внимание на самых верхах советского общества. В одном из томов этого уголовного дела можно было увидеть документ о заседании Президиума Совета Министров СССР под председательством члена Политбюро Председателя Совета Министров СССР А.Н.Косыгина, на котором докладывалось об этом деле и обязали Министерство внешней торговли принять меры к тому, чтобы такой способ хищения не мог повториться. Опыт показывает, что такие решения ничего не дают, так как изобретаются всегда новые способы хищения.

По этому делу было привлечено 11 обвиняемых. Главные обвиняемые, изобретатели оригинального способа хищения — Новиков и Попов. Я защищал Попова. Он родился в Лондоне, где его отец был секретарем советского посольства. Попов получил высшее техническое образование, сначала работал в закрытой номерной организации инженером, а после перехода на работу в Министерство внешней торговли неоднократно выезжал в служебные командировки за границу (ФРГ, Швеция и другие страны). Вскоре после поездки в ФРГ оказался в камере Бутырской тюрьмы, будучи арестован по этому делу.

Советская карикатура на расхитителей
Советская карикатура на расхитителей

Что же за способ хищения придумали Новиков и Попов? Они воспользовались тем, что из-за колебаний курса доллара и японской иены и по другим причинам в тех организациях, преимущественно номерных, которые имели фонды валюты и для которых покупалась у японских фирм дорогая радиоэлектронная аппаратура, никто не знал действительных цен на эту аппаратуру и доверялись в вопросах цен Министерству внешней торговли. Новиков и Попов были в очень хороших отношениях с постоянными московскими представителями соответствующих японских фирм, заинтересованных в продаже своей продукции. Они периодически просили японских представителей завышать в заключаемых контрактах цены, понимая, что, не зная цен, советские номерные организации произведут оплату и по этим повышенным ценам. А на разницу, на эту сумму необоснованного превышения цен, оформляли другие "дополнительные" контракты, ссылаясь на особые обстоятельства, и по этим контрактам аппаратура (транзисторы, магнитофонная лента, видеомагнитофоны) должна была поступать непосредственно в адрес Машприборинторга Министерства внешней торговли, где работали обвиняемые.

При поступлении аппаратуры по этим дополнительным контрактам Новиков и Попов бесконтрольно получали в бухгалтерии министерства доверенности на ее получение, сами приезжали за ней в аэропорт или на товарную станцию железной дороги и привозили аппаратуру или магнитофонную ленту к себе домой или в свой гараж и оттуда продавали по повышенным ценам преимущественно грузинам, а деньги присваивали.

Новиков обвинялся в хищении на 180,000 рублей, а Попов на 100,000 рублей. Преступление было раскрыто случайно. КГБ вело усиленное наблюдение за посольством Чили в Москве, в районе улицы Веснина, в период чилийских событий, а рядом находился гараж, принадлежащий Попову. Как раз в период этого усиленного наблюдения Новиков, его жена и Попов привезли в гараж Попова магнитофонную ленту, полученную из Японии по такому дополнительному контракту. КГБ поручил уголовному розыску проверить, что делается в этом гараже, и сотрудники уголовного розыска обнаружили этих трех лиц в гараже во время разгрузки японской магнитофонной ленты на сумму 28,000 рублей.

По советским законам за хищение на сумму свыше 10,000 рублей может быть назначено наказание до 15 лет лишения свободы или смертная казнь. Таким образом, исходя из сумм хищения, в котором они обвинялись, Новиков превысил этот предел в 18 раз, а Попов в 10 раз. Им грозило суровое наказание. У Новикова при обыске дома было обнаружено 60000 рублей и много ценного имущества, в том числе уникальное белое пианино. У Попова обнаружили меньшее имущество. С просьбой его защищать обратилась ко мне его жена, дочь полковника, декан московского музыкального института, тоже из элиты, многократно выезжавшая за границу и соединившая свою судьбу с Поповым еще на школьной скамье. У них было двое маленьких дочерей.

Советская карикатура на мажоров
Советская карикатура на мажоров

На судебном процессе выяснилось, что значительную часть вырученных денег Новиков и Попов тратили на выпивки. Иногда они делали ценные подарки представителям японских фирм, получали и от них подарки. Часто после удачной операции Новиков и Попов уезжали в Сочи или другие южные города, где пьянствовали и проводили время со своими меняющимися любовницами. Среди обвиняемых по делу была одна женщина — работник Министерства внешней торговли, занимавшая должность секретаря, но с красивым названием "инокорреспондент". Ее привлек к соучастию в хищении Новиков, ибо она владела иностранными языками, хорошо знала технику оформления контрактов и помогала фабриковать необходимые приложения к "дополнительным" контрактам. За это она получала свою долю из похищенного.

Между тем она абсолютно не нуждалась в этом "приработке". У нее было много драгоценностей от родителей, ее муж десятки лет работал в организации "Экспортлес", многие годы он и она провели на работе за границей и крепко обогатились на этом. Куда же девать этот "приработок", получаемый от Новикова? Дома он не нужен. Тогда эта женщина - инокорреспондент находит себе любовника, тоже из Министерства внешней торговли и содержит его на этот приработок. Во время судебного процесса ее муж обычно сидел в зале, но, когда в судебный зал вызвали для допроса любовника, муж стремительно выскочил из зала. Представителей японских фирм допросили на предварительном следствии — в суд их не вызывали (фирмы поторопились отозвать их в Японию).

По окончании многомесячного тщательного исследования этого дела, в котором было бесконечное число эпизодов и деталей, суд приговорил Новикова и Попова к 15 годам лишения свободы и к различным срокам остальных обвиняемых- После приговора в беседе в тюрьме Попов мне заявил, что он все же немного меньше виноват, чем Новиков, и что ему надо было бы дать хоть на год меньше. Я подал кассационную жалобу в Верховный суд, доказывал там в жалобе и в речи, что объем хищения у Попова почти в два раза меньше, чем у Новикова, объем личного присвоения в четыре раза меньше, количество эпизодов тоже меньше, что наказание должно быть индивидуализировано, и Попову снизили срок наказания с 15 до 12 лет.

Снижение срока наказания на три года в любом случае большое облегчение для осужденного. Но в данном случае это снижение имеет особый характер. Оно доказывает, какое значение для обвиняемого имеет то, как его обвинение выглядит на фоне обвинения его соучастника, в данном случае главного обвиняемого. Ведь в подсоветской России в сотнях исправительно-трудовых лагерей отбывают тысячи заключенных наказание в виде 15 лет лишения свободы за хищение 10 — 12 тысяч рублей, а Попов за хищение на 100000 рублей будет отбывать только 12 лет. Попову повезло, что рядом был Новиков, и на его фоне он выглядел немного лучше. После этого судебного процесса в Министерстве внешней торговли был снят со своих должностей и переведен с понижением ряд работников, которые проглядели хитрые уловки Новикова и Попова. Но в принципе ничего не изменилось и не может измениться, ибо коррупция и хищения органически присущи громадному советскому бюрократическому аппарату, и об этом свидетельствуют последующие судебные процессы.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх