Виталий Усенко – русский, его жена Алена Элеонор Усенко – гражданка Чешской Республики. В начале мая они с двумя маленькими детьми переехали в Калининград после того, как жизнь для россиянина в Чехии стала невыносимой.
«С Евросоюзом покончено навсегда», говорит сейчас Виталий. Хотя еще несколько лет назад его жизнь в Чехии складывалась довольно успешно.
Родился он в Мурманске, после окончания гимназии родители отправили Виталия учиться за границу, в Чехию: страна понравилась его матери во время тура по Европе, поэтому было принято именно такое решение.
Сначала был небольшой курортный городок Подебрады, где Виталий на подготовительных курсах изучал чешский язык, потом – Градец-Кралове в ста километрах от Праги. Там Виталий, как он сам говорит, сперва учился на «неправильной специальности», которая была ему чужда – финансовый менеджмент, а потом отучился на электрика.
«Чехия – страна, в которой прошла моя юность. Мне сейчас уже 35 лет, я привык там жить. Все, что у меня было – там: контакты, связи, друзья», – говорит собеседник Украина.ру.
Первая после учебы работа Виталия в Градец-Кралове – на фирме, изготавливавшей из морских контейнеров бытовки и вагончики для рабочих на стройке. Там он занимался сантехникой и электрикой – монтаж, ремонт, обслуживание.
«Сейчас все хотят быть менеджерами, поэтому рабочих рук действительно не хватает», – замечает собеседник издания.
В то время у Виталия уже был вид на жительство в Чехии, но вступление в гражданство в республике – процесс трудный и долгий. Заявление он подал за несколько месяцев до начала боевых действий на Украине, спустя год пришло письмо, сообщавшее, что решение откладывается, а потом, практически сразу, еще одно – «откладывается на неопределенный срок для граждан России и Белоруссии по политическим причинам».
Экономические беженцы из Закарпатья и кровожадные исторические аналогии
К этому моменту Виталий уже не раз задумался о том, чтобы уехать из Чехии. По его словам, перемены в обществе начались сразу же после начала СВО – прежде всего, по отношению к россиянам и русскоговорящим.
Уже в марте 2022 банк заблокировал Виталию счета, в отделении объяснили четко: «У вас на ВНЖ написано место рождения – Россия, Мурманск. Мы не хотим с вами работать, как с человеком, связанным с Россией».
На работе Виталию пошли навстречу: сначала директриса фирмы выдавала ему зарплату наличными, потом начала переводить на карту жены.
Еще больше интересного в нашем Телеграм-канале:
«Общество тоже как будто разделилось на два лагеря, – рассказывает Виталий. – Мои коллеги, за исключением пары человек, в одночасье перестали со мной общаться. Аргументировали они это так: не общаясь с русскими, поддерживают свою страну, Чехию, потому что она, страна, заняла именно такую позицию – прозападную и антироссийскую.
Какого ни коснись бытового вопроса, появилось презрение, осуждение, порицание, и прочее. Если верить официальной чешской статистике, с 2022 года из Чехии уехало очень много россиян, цифры разнятся, но это десятки тысяч человек. То есть в статистике они больше не значатся, как мигранты: все они либо уехали, либо в один момент получили гражданство и перестали ими быть, в чем лично я сильно сомневаюсь…»
Чехия – одна из стран, которая приняла наибольшее количество беженцев с Украины (по данным ООН, больше уехало только в Польшу, Германию и Россию). Виталий делится наблюдением: в город, в котором он жил, внезапно приехало очень много людей на номерах западных областей Украины – Ивано-Франковской, Закарпатской.
«Я их называю скорее экономическими беженцами», – говорит он.
На фирму, где работал Виталий, тоже устроились работать многие граждане Украины, периодически возникали конфликты. Сам он предпочитал представляться чехом, используя чешскую форму имени и свободное владение языком – так можно было избежать неприятных ситуаций.
Принять решение о переезде помог президент республики Петр Павел: в прямом эфире государственного канала в ходе пресс-конференции он заявил, что «живущие на территории Чешской Республики русские должны ответить за действия Российской Федерацией, с ними можно поступить так, как поступала Америка с японцами во время Второй мировой войны». То есть – интернировать.
«У него уточнили: что это значит? – вспоминает Виталий, – Он сказал, что японцы, проживающие на территории Соединенных Штатов, должны были переехать в специальные лагеря, обнесенные колючей проволокой. В этот момент во мне что-то щелкнуло: не нужно ждать, пока будут рисовать на плечах звезды, как нацисты евреям. У меня был выбор: либо разводиться и оставлять жену там, либо уезжать вдвоем – если только она согласится…»
Отважная жена поехала в Россию, где «нет ни больниц, ни дорог»
С Алёной Элеонор Виталий познакомился на своей первой работе: он работал сантехником и электриком, а она – в клининге. Сам он называет историю их знакомства и любви «не суперромантичной», но согласиться с Виталием трудно: Алена Элеонор, никогда до того момента не бывавшая в России, согласилась ехать за ним в неизвестный и чужой Калининград, не задумываясь.
Свежие комментарии