На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Позитив для оптимистов

3 545 подписчиков

Три Иисуса в одной палате: самый странный психиатрический эксперимент

В 1959 году психолог Милтон Рокич подумал: а что будет, если свести в одной клинике трех человек, которые считают себя Иисусами? Мысль о том, что это поможет им излечиться, преследовала Рокича, и он начал разыскивать подходящих пациентов. Однако результат оказался совсем не таким, как ожидал доктор.
Кадр из фильма "Три Иисуса" (2017)
Кадр из фильма "Три Иисуса" (2017)

Как встретились две Девы Марии

В 1940-х годах в одной из американских психиатрических клиник штата Мэриленд случился интересный прецедент: там встретились две женщины, каждая из которых считала себя Девой Марией.

Существуют миф, что люди, думающие, что они являются кем-то еще, всё время говорят об этом. Но на самом деле редко кто бегает по клинике, выкрикивая: «Я — Наполеон Бонапарт!» Пациенты не твердят о своем альтер-эго постоянно, но могут, например, упомянуть о нем во время знакомства. Именно так и произошло с «матерями Божьими»: пожилая женщина в разговоре с другой пациенткой представилась Девой Марией.

Та в ответ возмутилась: «Вы выжили из ума! Матерь Божья — это я». Однако ее собеседница настаивала: «Вы что-то путаете». Женщины спорили какое-то время, а потом замолчали, чтобы перевести дух. И неожиданно для всех старшая собеседница сказала: «Если вы Мария, то я — ваша мать Анна». После этого пациентки обнялись и разошлись. 

На этом дело не закончилось: вскоре врачи заметили, что «Анна» стала более восприимчива к лечению, быстро пошла на поправку, и в скором времени ее выписали из больницы. Статью об этом опубликовали в журнале, и она попалась на глаза доктору Милтону Рокичу. Он решил провести эксперимент: воспроизвести ситуацию и проверить, действительно ли такие встречи помогают исцелять душевные расстройства.

Поиски Иисусов

Доктору Рокичу удалось получить грант на проведение своего исследования, и он приступил к поиску подходящих «объектов». В 1959 году в клинику в городе Ипсиланти привезли троих пациентов с шизофренией, считающих себя Иисусами: Клайда Бенсона, Джозефа Кэссела и Леона Габора.

Леон вырос в фанатичной религиозной семье. После службы в армии он вернулся домой, где жил с матерью-христианкой. В 32 года мужчина начал слышать голоса, которые говорили ему: «Ты — Иисус!» Как-то мать, вернувшись со службы, застала сына за уничтожением крестов. Леон объяснил, что он сын Божий и отныне надо поклоняться ему, а не символам. После этого он попал в больницу.

Самым кротким и спокойным из Иисусов был Джозеф, более 20 лет стоящий на учете у врачей. Мужчина был женат и имел двоих детей. В клинику его отправили, когда Джозеф впал в паранойю: он всё время думал, что его хотят отравить. Уже в больнице Кэссел начал считать, что он сын Божий.

Жизнь третьего испытуемого, Клайда, была трагичной: когда ему исполнилось 24, в результате несчастного случая погибли его жена, зять и родители. Дочь Клайда вышла замуж и перестала общаться с отцом, после чего тот запил и вскоре оказался в тюрьме. Там он и объявил себя Иисусом, после чего попал в психиатрическую клинику.

«Адам был черным»

Рокич постарался устроить жизнь «Иисусов» так, чтобы они проводили вместе как можно больше времени. Их положили в одну палату, сажали вместе в столовой, и даже в прачечной мужчины работали бок о бок. Также доктор и его ассистенты постоянно проводили для Клайда, Джозефа и Леона общие сессии и следили за их поведением в течение дня.

На первой же встрече «Иисусы» поругались. Каждый доказывал, что именно он — сын Божий, а остальные — самозванцы. Тише всего себя вел Леон: он лишь сидел в углу и в ужасе наблюдал, как ругались и оскорбляли друг друга Джозеф и Клайд. После завершения встречи Габор назвал происходящее «психологической пыткой».

Однако Рокича это не остановило: он продолжил устраивать общие встречи. Сначала психолог обсуждал с пациентами общие темы — их детство, увлечения, любимую еду и политику. Эта часть сессии всегда проходила мирно, но как только Милтон вспоминал про религию, начинались ссоры. Случались и драки: как-то, например, Леон заявил, что Адам был чернокожим — и тут же получил оплеуху от Клайда.

Однако спустя несколько месяцев отношения между мужчинами стали налаживаться. На сессиях они говорили на бытовые темы и замолкали, стоило доктору вспомнить Святую Троицу. Можно даже сказать, что Джозеф, Клайд и Леон подружились: делились табаком, заступались друг за друга, когда к кому-то цеплялись с насмешками другие пациенты. При этом ни один из них не отказался от мысли, что он — Иисус.

Рокич был разочарован: всё шло не по плану. И тогда он решил работать с каждым пациентом индивидуально.

Письма от жены

Леон Габор был убежден, что за пределами больницы у него есть жена, которую он называл мадам Йети, и Рокич стал присылать ему письма от ее имени. Первое Леон объявил подделкой, а во время сессии выглядел крайне подавленным и отказывался объяснять причины своего плохого настроения.

Рокича это не смутило: он продолжил писать Габору от имени «супруги», добавив в послания жаргон, которым пользовался мужчиной в разговорах. Леон начал отвечать и даже слушался советов воображаемой жены. Когда мадам Йети впервые вложила в конверт доллар, мужчина даже расплакался. Но стоило «жене» заговорить, что Габор, может быть, не Иисус, как тот прервал переписку.

Примечательно, что Леон весьма рационально обосновал свое нежелание дальше общаться с лжеженой. Он заявил, что письма наверняка пишет одна из пациенток клиники, которая хочет над ним посмеяться (а над Иисусами в клинике издевались постоянно), и он не собирается давать ей такой шанс.

Тогда Рокич попытался поставить Леона перед выбором между его бредовыми идеями и любовью. В клинике появилась новая сотрудница — очаровательная мисс Андерсон. Она окружила пациента вниманием: слушала Леона, смеялась над его шутками и обсуждала с ним прошедшие сессии, поддерживая мужчину.

Леон было оживился, но вскоре его интерес угас: он объявил, что мисс Андерсон подослали специально, чтобы склонить его к измене жене. После того как девушка вернулась в клинику из отпуска, он прервал общение с ней со словами: «Истина – моя подруга. Других друзей у меня нет».

С Клайдом Рокич пошел по-другому пути: он решил проверить, не повлияет ли на пациента давление со стороны авторитетного человека. С разрешения заведующего больницей Милтон начал отправлять второму «Иисусу» письма от имени доктора, периодически вкладывая в них деньги, которые можно было потратить в местном магазинчике.

Клайд отвечал на них и явно проникся к другу по переписке симпатией. Но в какой-то момент Милтон от имени руководителя клиники назначил Бенсону якобы новый препарат (разумеется, плацебо), а когда лекарство давать перестали, Клайд прервал общение и отправил гневное послание президенту Кеннеди с требованием выпустить его, Клайда, из больницы.

«Они помогли мне успешно излечиться самому»

Доктор Рокич завершил свой эксперимент с тремя «Иисусами» летом 1961 года. За два года он практически ничего не добился: пациенты лишь избегали разговоров о своей божественной сущности, но не отказались от нее. Судя по эмоциональному состоянию мужчин, опыт не просто провалился, а причинил им серьезный вред.

В 1964 году была издана книга Рокича «Три Христа в Ипсиланти». Она была жестко раскритикована за отношение к пациентам и обилие неэтичных манипуляций, к которым прибегал психолог.

Спустя 20 лет Рокич согласился, что был неправ. В эпилоге к переизданию книги 1984 года он написал: «Хотя мне не удалось избавить трех Иисусов от их бредовых заблуждений, они помогли мне успешно излечиться самому. Они заставили меня отказаться от убеждения в том, что я обладаю божественной силой и способен исцелить их, вмешиваясь в их повседневную жизнь».

Так закончился один из самых странных психиатрических экспериментов с неоднозначными итогами: изменились не пациенты, а доктор, который понял, что даже во имя науки нельзя играть в Бога.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх